Гиганты Древней Греции
Мы — первые боги, Мы — древние дети Праматери-Геи — Великой Земли! Изменою братьев, Богов Олимпийцев, Низринуты в Тартар, Отвыкли от солнца, Оглохли, ослепли Во мраке подземном, Но все еще помним И любим лазурь. Д. Мережковский, «Титаны» Титаны Титанами называется большинство потомков Урана (неба) и Геи (земли). Некоторых из них именуют также богами; более того, Зевс и прочий олимпийский пантеон — по большей части их потомки. Отец Зевса (а также Аида, Посейдона, Деметры, Геры и Гестии) Крон — бог плодородия, а впоследствии времени — тоже титан. Титан Гиперион стал отцом Солнца (Гелиоса), Луны (Селены) и зари (Эос). Собственно, титаны и есть боги, предыдущее по сравнению с олимпийцами поколение. Строго говоря, титаны оказались в этой статье не совсем по праву: существуют серьезные сомнения в том, что им изначально присущ исполинский размер. Да, титаны, стремясь добраться до Зевса, взгромождают одну гору на другую (отсюда некогда очень популярное выражение «громоздить Пелион на Оссу»), а Атлант держит на своих плечах небесный свод. Но... помилуйте, ведь его однажды заменил Геракл! Допустим, богатырской силы у него хватило, а как насчет размера — чтобы занять его место? Конечно, логика греческим мифам свойственна отнюдь не всегда, но все же... Непохоже, чтобы и Прометей «шагал выше деревьев». Многие другие истории показывают титанов вполне сопоставимыми с людьми — по росту, конечно, а не по мощи. Пожалуй, будет разумно предположить, что они попросту способны менять свой размер, а то и форму — как и боги-олимпийцы, которые частенько такое проделывали. Превратиться в скалу, в речной поток, в зверя или в человека им должно быть вполне по силам. И все же в обзоре великанов они оказались отнюдь не случайно: ведь во множестве языков слова «титан», «титанический» означают предельную степень как мощи, так и размера. Вспомним корабль «Титаник», 600-тонный карьерный самосвал «Терекс Титан» и так далее. Уран был весьма и весьма плодовит, потомство у них с Геей было немаленькое (и, между прочим, не все — титаны). Однако детей своих он велел Гее прятать в утробе (то есть в подземном мире — Тартаре), не выпуская наружу, ибо они были, с его точки зрения, «ужасны видом». Гее такое положение дел надоело, и она подбила младшенького сыночка, титана Крона, свергнуть отца и оскопить его. Что тот и проделал; и плодовитость Урана была так велика, что из его капель крови родилась богиня Афродита1 (а также мстительницы-Эринии и... еще кое-кто). Так начался век титанов, и сведения о нем весьма противоречивы. Кто-то считает, что то был век варварства и дикости, а с олимпийцами пришли просвещение и мудрость; кто-то, наоборот, полагает титанов благодетельной силой (приводя в пример того же Прометея). Желающим познакомиться с титанами с хорошей стороны можно порекомендовать знаменитую книгу Якова Голосовкера «Сказания о титанах» (в одном из лучших романов Г. Л. Олди, «Герой должен быть один», немало позаимствовано из этих «Сказаний»). Закончилось правление титанов почти так же, как и началось: Крон имел неприятную привычку глотать своих детей, но его супруга Рея не послушалась и оставила на воле младшего, Зевса. Что закончилось для Крона весьма печально, а проглоченные братья и сестры вместе с Зевсом составили основу нового пантеона (в который вошли также их дети, Афродита и кое-кто из титанов — например, Фемида). Титаны, однако, так легко власть не отдали — и произошла десятилетняя война, титаномахия. Решающую роль в ней сыграли неожиданные союзники богов, о которых речь пойдет ниже. Титаны были снова низвергнуты в материнскую утробу, Тартар, но не все — к примеру, Океан, Атлант, Фемида и многие другие остались в мире и продолжали править или служить. Однако известно немало историй о том, что свергнутые на самом-то деле не покорились; часто титаны оказываются олицетворением мятежа (как в хорошем, так и в дурном смысле) и свободолюбия и противовесом слепой покорности; Прометей и тут оказывается любимым примером. Некоторые алхимики использовали слово «титан» как синоним понятия «хаос». Но не стоит забывать, что мятежниками их сделало противостояние с богами; до того они не стремились ввергнуть мир в беспорядок и безумие. А в средневековой Европе после многих веков христианства бытовала легенда, что один титанид (сын титана) все еще правит крошечным государством в горной долине неподалеку от нынешней греко-албанской границы. В играх: Титаны сумели сохранить некую «дистанцию» от прочих великанов и полубожественный статус. Хотя кое-где они просто «самые могущественные великаны», их мощь почти никогда не сводится к грубой силе. Вспомним хотя бы титанов-громовержцев из Heroes of Might & Magic или воплощенную святую мощь архонов из Age of Wonders. А в Age of Mythology титан — аналог «чуда света», сверхсущество; хотя силен он в основном физически, но стоит настолько наособицу от остальных, что язык не поворачивается назвать его «просто великаном». Есть и игра, посвященная титанам, — Titan's Quest. И все же, хотя история титанов широко известна, в конфликте между ними и богами мало кто из игроделов старается разобраться. Однако есть слухи, будто бы в недрах одной известной компании зреет уже настоящая (а не дьяблоподобная) ролевая игра о титанах и их непростой судьбе. Гекатонхейры Если титаны казались Урану уродливыми, то что, интересно, он думал о сторуких, пятидесятиголовых гекатонхейрах (по некоторым данным — еще и огнедышащих)? А ведь это тоже его детки. Именно они и оказались теми ценными союзниками Олимпа, благодаря которым титаномахия завершилась победой богов. Три братца — Гиес (по-гречески — «пашня»), Котт («гнев») и Бриарей («могучий», он же Эгеон) — оказались решающим аргументом в десятилетней войне. Это интересно: существует мнение, что сторукостью троих братьев наградил Гомер; во всяком случае, немало античных авторов изображает их «просто» огромными гуманоидами с одной головой и парой рук. В большинстве мифов гекатонхейры выглядят, в общем-то, типичными великанами, несмотря на свою сторукость, — огромными, могучими и чрезвычайно тупыми. Такими они вошли и в современную литературу (например, в «Понедельник начинается в субботу» они трудятся грузчиками в НИИЧАВО, находятся фактически на правах животных и квартируют в виварии). Однако существует и другой миф — согласно ему, три брата, ответив на призыв Зевса, надеялись свергнуть и его и стать главными победителями. В этом варианте конечным условием победы (по предсказанию мойр) было жертвенное сожжение останков нимфы Кампы, что сторожила титанов в Тартаре. И Бриарей попытался опередить в этом олимпийцев; однако орел Зевса выхватил тело нимфы у Бриарея и отнес на Олимп Зевсу. Так или иначе, Зевс не осыпал гекатонхейров милостями; они отправились к воротам Тартара — сторожить, чтобы побежденные титаны не вырвались. Бриарею еще раз довелось помочь Зевсу — когда против того ополчились Гера, Посейдон и Афина, Фетида призвала его на помощь. Вообще, гекатонхейры в мифах чаще всего выступают в роли «последнего довода», абсолютного оружия. Они нечасто вмешиваются в дрязги других потомков Урана, но есть серьезные основания подозревать, что они превосходят в мощи и богов, и титанов... Даже если эта мощь и не поддержана соответствующим интеллектом. В играх: гекатонхейры встречаются крайне редко, и по весьма основательной причине. Легко было Вергилию описывать, как Бриарей ста щитами заслоняется от молний! А попробуйте это нарисуйте, чтобы руки не выглядели пучком пакли, а головы — виноградной гроздью! А потом — анимируйте! Гиганты Помните милую историю с покушением Крона на Урана? Уран при этом потерял, видимо, немало крови; хватило не только на Афродиту и Эриний. Гея сохранила некоторое количество этой самой крови — и впоследствии породила еще одно племя. Гигантов. Так говорил Гесиод; другие античные авторы считали, что гиганты родились еще каким-то способом, но точно от Геи после титаномахии: ей, как и следовало ожидать, было обидно за детей и не хотелось содержать их вновь в утробе, как в урановы времена. Это интересно: совершенно иную и жутковато-убедительную историю гигантов можно прочитать в уже упоминавшемся романе Г. Л. Олди «Герой должен быть один». Итак, гиганты были взращены мстителями богам за титанов; ни на что другое они не годились и были с самого начала разрушителями, «машинами возмездия». Мудрыми или обаятельными их не назвал бы никто. Да и человекоподобны они лишь условно: ниже пояса у них то ли драконий хвост, на котором они ходят, то ли два таких хвоста — вместо ног. Их часто так и называют — змееногие. Еще об их внешности известно, что были они чрезвычайно косматы и бородаты; впрочем, на античных изображениях косматость у них вполне умеренная. По современным трактовкам нередко выходит, что гиганты — очередное варварское племя, очень высокорослое, которое было сочтено греками «бичом божьим»; правда, непонятно, как быть со змеиными ногами. Чешуйчатые штаны? Война с гигантами — гигантомахия — была для олимпийцев серьезным испытанием, поскольку боги не могли нанести гигантам смертельного удара. А вот человек — мог, и помогать олимпийцам пришлось Гераклу. Кстати, оружием в той войне были, в частности, огромные глыбы камня; они, пущенные руками гиганта, приземлялись где придется. Поэтому можно легко установить, где именно проходило то сражение: из этих камней появились многочисленные островки Эгейского и Средиземного морей. Так, например, скала, завалившая гиганта Энцелада, стала Сицилией, и он до сих пор лежит под нею, но его дыхание временами вырывается наружу через вулкан Этна. Хотя гиганты смертны, а титаны — нет, и выглядят они по-разному, и вообще мало чем схожи, в мифах гигантомахия и титаномахия порой путаются. Вот и в стихотворении Мережковского «Титаны», из которого взят эпиграф этой главы, дальше говорится: «И ног змеевидных раздавлены кольца»... Надо полагать, титаны могли бы подать по этому поводу жалобу за клевету: в гигантах очень трудно отыскать хоть одну привлекательную черту. В играх: дальнего отпрыска гигантов можно найти в мире Warhammer (и не исключено, что мы увидим его в продолжении Mark of Chaos): он называется драконьим огром. Циклопы
Правильнее называть их киклопами; это означает «круглоглазые». Это еще один народ, порожденный Ураном. Главную их особенность легко вспомнит каждый: единственный круглый глаз посередине лба. Это интересно: существует забавная версия, будто бы образ циклопов навеян грекам попадавшимися им время от времени останками... карликовых слонов (реликтовых хоботных размером примерно с носорога). Дыра в черепе (соответствующая хоботу) якобы и породила миф об одноглазых великанах. Согласно изначальному мифу, их было всего три — Арг («сияющий»), Стероп («громовой») и Бронт («сверкающий»). Они были первыми и славнейшими мастерами-кузнецами, выковали оружие многих богов и перуны (молнии) Громовержца, поддержали богов в титаномахии... «Вслед за сторукими родила Гея-Земля новых исполинов — Одноглазов-Киклопов, солнечных и громовых. Высоко в небе сверкал их круглый огненный глаз посреди покатого лба, свой подземный огонь превращая в небесное сияние. Их руки опускались молотами, оглушая землю и небо, и тогда колебались вершины гор и земля сотрясалась», — говорится о них в «Сказаниях о титанах». Но однажды Зевс убил своей молнией сына Аполлона Асклепия (за то, что слишком хорошо врачевал и оживлял мертвых), и Аполлон сильно обиделся. С Зевсом он ничего поделать не мог, а потому сорвал злобу на тех, кто сделал эти молнии. Циклопы были уничтожены, а небесная кузница отошла к богу Гефесту. Между прочим, этот миф создает изрядную путаницу в хронологии: ведь Гефест служит кузнецом богам с давних пор, а история с Асклепием случилась, судя по всему, незадолго до Троянской войны — в ней участвуют среди прочих ахейских героев сыновья Асклепия Махаон и Подалирий, целители греческого войска, родившиеся еще до вознесения Асклепия на Олимп... Словом, что-то не так; но греков, как известно, такие противоречия в мифах отнюдь не смущали. Как мы уже писали, греки полагали, что каждый миф — отражение настоящей истории богов и героев, которая в полном виде непостижима и недостижима, и чем больше мы знаем таких отражений — тем лучше. А то, что они вроде бы не совпадают, — так ведь одна вещь может отбрасывать совершенно разные тени, смотря как ее повернуть... Это интересно: согласно Яну Амструттену, имена троих «отцов гномов» из одного германского мифа тоже означают «сияющий», «громовой» и «сверкающий». Когда они были убиты, народ гномов переселился под землю. Правда, даже сам Амструттен не уверен, что это оригинальный миф, а не апокриф образованных алхимиков, хорошо осведомленных о циклопах. Однако, судя по всему, циклопы успели народить немало одноглазого потомства — иначе непонятно, с кем же имел дело Одиссей, а также многие другие персонажи мифов. Потомство это уже не отличалось особым искусством — только могучей силой, размером и, конечно же, единственным глазом. За вычетом последней особенности, они — самые что ни на есть «обычные» великаны. Полифем, знаменитый противник Одиссея, мало того что циклоп, так еще и сын Посейдона и нимфы. Как и почему он оказался циклопом — неведомо. Между прочим, до ослепления Одиссеем он успел нехорошо прославиться, когда влюбился в нимфу Галатею. Та предпочла ему прекрасного Акида, и циклоп в приступе ревности завалил юношу скалой. Однако любви Галатеи ему это не принесло. Если титаны в литературе чаще всего олицетворяют стихию, бунт, хаос или свободолюбие, то циклопы (благодаря Одиссею) сделались олицетворением грубого простодушия. Обычно под обличьем циклопа скрывается сатира на невоспитанную «деревенщину». В играх: Тем занятнее, что игровые циклопы чаще всего не представляют собой просто грубую силу, а обладают некоей магией, исходящей из глаза. Вспомним первых и вторых «Героев», где циклопы стреляли из глаза парализующим лучом, и пятых, где они способны «сглазить» жертву, лишив ее удачи. А вот пристрастие циклопов к метанию тяжелых предметов (камней, бревен и гоблинов) действительно восходит к мифам, хотя таких удобных гоблинов у греческих циклопов не имелось. Герион В греческих мифах еще немало исполинов, которые не относятся к какой-либо конкретной категории и в своем роде уникальны. Например, медный великан Талос — его, впрочем, правильнее относить к големам. Или Хрисаор Золотой Меч, дитя Горгоны Медузы и Посейдона, «родившееся» в момент убийства Медузы Персеем (вместе с родным братом Пегасом). Но знаменитее всех, видимо, сын Хрисаора — Герион; его «прославил» Геракл, в число подвигов которого входит похищение герионовых коров (с закономерным летальным исходом для хозяина и его двуглавого адского пса Орфа — его портрет мы по ошибке поместили в прошлом номере вместо Кербера). Герион обычно упоминается с загадочным эпитетом «трехтелый». Что это в точности значит — просто ли трехголовый, или что-то вроде сиамских близнецов, или...? В большинстве мифологических словарей вы найдете упоминание о трех телах, трех головах и шести ногах, но мифы в этом совсем не так уж уверены. Вот в театре его действительно изображали три человека. Есть и такая версия: Герион обладал тремя обличьями, которые мог менять по желанию (вроде дракона из пьесы Евгения Шварца). Бытует также мнение, что тело его было составлено из частей трех разных существ, наподобие иеракосфинкса или химеры. Из греческих мифов Герион ухитрился угодить прямиком в... христианскую демонологию, где стал одним из покровителей лжи. В этом качестве он предстает перед нами, в частности, в «Божественной комедии» Данте (там, впрочем, вообще немало персонажей из греческой мифологии), где оказывается хранителем восьмого круга ада; на его спине герой и Вергилий добираются до восьмого круга. Предоставим слово Данте: «Вот острохвостый зверь, сверлящий горы, Пред кем ничтожны и стена, и меч; Вот кто земные отравил просторы». Такую мой вожатый начал речь, Рукою подзывая великана Близ пройденного мрамора возлечь. И образ омерзительный обмана, Подплыв, но хвост к себе не подобрав, Припал на берег всей громадой стана. Он ясен был лицом и величав Спокойством черт приветливых и чистых, Но остальной змеиным был состав. Две лапы, волосатых и когтистых; Спина его, и брюхо, и бока — В узоре пятен и узлов цветистых. Как видите, это описание соответствует химерическому варианту; хотя и утверждается, что лицо человеческое, а остальной «змеиный был состав», но где вы видели змею с волосатыми лапами? В играх: встречается только в играх на греческую тему, и то редко; однако на одно его старинное изображение чрезвычайно похожи двуглавые огры-маги из серии Warcraft. Колоссы К появлению колоссов классические мифы о богах и героях непричастны. Колосс — это просто гигантская статуя и ничего более. Известнее всего, конечно, Колосс Родосский, под чьими ногами якобы проплывали корабли, но есть еще Колосс Мемнона в Египте и три великих статуи Фидия (статуя Зевса тоже попала в реестр чудес света). Осознав, что колосс — нечто огромное и человекоподобное, многие игроделы (Age of Mythology, Master of Magic) породили неуклюжего исполина с грацией статуи, способного метнуть камень или приложить тяжелой рукой. Особыми отличиями он похвалиться не может — да и что с него взять, если еще недавно он был статуей? Двигаться научился — и на том спасибо. (автор Андрей Ленский Опубликовано в журнале «Лучшие компьютерные игры»)
|