Суббота, 27 Апр 2024, 5:15 AM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Довольны ли вы качеством новых книг в библиотеке?
Всего проголосовало - 11387
Результаты

Начало » Статьи » Бестиарий

Великаны
Великаны


Топоры бы все расплавить
И отлить один топор,
А из всех людей составить
Человека выше гор,
Кабы, взяв топор могучий,
Этот грозный великан
Этот ствол обрушил с кручи
В это море-океан, —
То-то громкий был бы треск!
То-то шумный был бы плеск!

С. Маршак, «Если бы да кабы»

Повсюду, где обитал человек — в Европе и Азии, Африке и Америке, Австралии и полярных льдах, — рядом с ним жила другая раса, схожая внешне, но обладавшая гораздо более внушительными размерами. Порой сильно мутировавшая (четыре руки, ноги без костей и другие милые черты), порой демоническая; изредка — доброжелательная; временами умная просто до гениальности, но чаще — недалекая, она подавала людям пример физической мощи и хорошего аппетита и иногда, чтобы закрепить свое превосходство, питалась ими. Эта же раса построила Баальбек, Стоунхендж и Теотиуакан (а может быть, также пирамиды и Тадж-Махал), немало городов стерла с лица земли, а кое-кто из числа ее представителей держит небо на каменных руках.
Гигантов, ётунов, óни, фоморов — всех их, таких разных, можно назвать общим словом: великаны. О них и будет наш сегодняшний рассказ.

Великаны холодного Севера

Брызги холодные
Эливагара
Ётуном стали;
Отсюда свой род
Исполины ведут,
Оттого мы жестоки.

Старшая Эдда — Речи Вафтруднира

Нам скандинавские великаны известны неплохо — не в последнюю очередь потому, что Гари Гигакс именно на их основе сваял великанов D&D. Однако среди наслоений, апокрифов, фэнтези и игр трудно различить изначальный миф. Ведь даже «Младшую Эдду» многие не считают настоящим источником — у нее есть автор, и писалась она «совсем недавно» — в XII-XIII веке...

И все же попробуем разобраться.
Великаны на древнегерманском назывались турсами. Но под этим названием скрываются совершенно разные существа.
Первые турсы — инеистые великаны. Это — прараса, первые разумные существа, те, что были раньше людей и богов. Не правда ли, напоминает титанов?
Прародителем их был Имир; он зародился сам из мирового льда Эливагара либо из хаоса. Он питался молоком пракоровы Аудумлы; а та лизала лед, и в процессе изо льда образовался первый человек — Бури. (Младшая Эдда полагает, что люди появились на свет из пота в подмышке Имира). Внуки Бури — Один, Вили и Ве — убили Имира и создали из его тела весь мир (из мяса — землю, из крови — воду, из костей — горы, из черепа — небо, из мозга — облака, волос — деревья). Каждый угол небосвода они свернули в форме рога и посадили туда ветры — северный, южный, западный, восточный... А черви, что закопошились в мертвом теле Имира, сделались гномами.
Но это было потом, а сперва кровь Имира создала первый всемирный потоп. В нем утонуло почти все потомство Имира, инеистые великаны, кроме двух — Бергельмира и его безымянной супруги; они и возродили великаний род.

Эти новые великаны уже не были, однако, той великой расой; недаром их часто называют другим словом — ётуны. Они обитали в Ётунхейме — одном из девяти миров (люди проживают в Мидгарде), а впоследствии разделились то ли на два, то ли на три рода.

Огненные великаны

Откуда они в точности взялись, неизвестно; возможно — от Имира, но так ли это? Живут они отдельно, в жарком, пылающем Муспельхейме, во главе с Суртом (Суртром) — это имя означает «черный».
До поры до времени они не так уж часто попадаются на пути асам и ванам, но в Рагнарёк должны проскакать на гигантских конях (всадники Апокалипсиса?) и уничтожить большинство людей и бога Фрейра. А пылающий меч Сурта срубит мировое древо Иггдрасиль и разрушит почти все — кроме леса Ходдмимир, где огненный клинок теряет свою силу.
В шведской литературе нередко встречается фраза «Он придет с юга», означающая неизбежность печального конца чего-либо: это цитата из пророчества мертвой колдуньи-вёльвы, и говорится в ней именно о Сурте, сжигающем мир. Само имя Сурта одно время (когда язычество в Скандинавии перевелось) тоже использовалось как синоним понятия «полный и однозначный конец всему».
Как выглядят огненные великаны, сказать трудно. Порой упоминаются рога, когти, шипы из плеч. Часто их изображают темнокожими с огненно-рыжими волосами и бородой. Они — не «повседневные» персонажи мифа, а олицетворение конца света.

В играх: система D&D описала огненных великанов как не слишком высоких и широкоплечих (в пропорциях гнома, но четырех метров ростом), чернокожих с огненными волосами, вооруженных, как правило, двуручными клинками. Это самые могучие из заведомо злобных великанов (хотя и далеко не самые большие). В таком виде их и показали многие ролевые (и не только) игры. Разве что в Master of Magic они нарядились в пламенно-рыжий доспех на манер греческого и ничем не напоминают о своих скандинавских корнях. Сурт в D&D сделался великаньим богом, но в компьютерных играх, кажется, не засвечен.

Ледяные и горные великаны

Ледяные — самые прямые потомки инеистых, иногда их так инеистыми и зовут, а иногда пытаются отличать от правеликанов; на языке оригинала — хримтурсы. Возглавляет их некто Хрюм; согласно Младшей Эдде, именно он приведет на Рагнарёк корабль мертвецов Нагльфар (Старшая Эдда доверяет эту миссию Локи).
Выглядят они относительно прилично — просто как огромные люди с серебристой ледяной бородой и шевелюрой. Хотя в массе своей они злобны, буйны и не контролируют свою ярость, однако... есть и исключения. Немало скандинавских богов даже взяло себе в жены великанш; и хотя красоту Гуннлод, Скади или Гердр никто особо не воспевает, асы сочли их подходящими партиями. Даже Тор, вечный враг великанов, — и тот обзаведется сыновьями, которым суждено пережить Рагнарёк, от ледяной великанши Ярнсаксы. Многие из турсов могут похвастаться знанием и мудростью; спор с турсом даже Одину дается совсем нелегко.


А вот с горными великанами, они же «настоящие» ётуны, переговоры и тем паче близкие отношения невозможны. Это существа хтонические, хоть и не столь жуткие, как огненные великаны, они воплощают дикость и хаос, строят всевозможные пакости асам и мечтают их уничтожить. Хотя змееног у них не замечено, горные великаны ближе к гигантам, нежели к титанам или циклопам... Да и уродливы они сверх меры — отмечаются когти, разнообразные неэстетичные выросты на руках и физиономии, гигантские стопы (что, впрочем, имеет смысл с точки зрения физики).
Правда, разделение на ётунов и хримтурсов нечетко; некоторые авторы настаивают на том, что между ними нет ничего общего, кроме происхождения от Имира, другие полагают, что хримтурсы — это уже умершие великаны (которые, естественно, прибудут на Рагнарёк), а ётуны — еще живые, третьи — что разница примерно такая же, как между шпионом и разведчиком (с той поправкой, что хримтурса никто и никогда не сочтет однозначно положительным персонажем — в лучшем случае нейтральным, и всем известно, на чьей стороне все они в конечном счете выступят в Рагнарёке).

В пользу этой версии говорит и то, что проживают как хримтурсы, так и ётуны в одном мире — Ётунхейме. Он известен также как Утгард — «окраина», — потому что лежит то ли за опоясывающим мир морем (Гренландия? Америка?), то ли на самом его краю, но с «нашей» стороны.
Ну а как же в таком случае браки с великаньими дочерьми? Да очень просто: асы и великаны — враги, а у врагов красть жен можно и нужно. И зачем их, спрашивается, красть — не есть же потом?..
В играх: из хримтурсов получились инеистые великаны D&D (frost giants), выглядящие более или менее как надо — гигантские викинги с гигантскими топорами в лапах и заснеженными бородами. Они значительно выше огненных (метров 6 ростом), но уступают им в силе. Вы можете с ними познакомиться, например, в Neverwinter Nights 2. Ётуны (скрестившись с западноевропейскими родичами) стали прообразом горных великанов (hill giants) — этаких неандертальцев-переростков с дубиной в лапах

Великаны западной Европы

Слыхал я истину, бывало,
Что лоб широк, да мозгу мало.

А. Пушкин, «Руслан и Людмила»

Гиганты Франции, Англии, Германии помельче и побестолковее северных. Неясно и их происхождение; если за ними и есть какая-то история, аналогичная греческой и скандинавской, то она давно и прочно потеряна. Скорее, это уже позднейшая мифология, не связанная с вопросами сотворения мира.

Огры

Расе огров в последнее время часто отказывают в праве называться настоящими великанами и выделяют в особый род; ну что ж, зоологам, наверное, виднее, хотя эти самые огры довольно крупные и во всех отношениях заслужили места рядом с прочими гигантами.
Строго говоря, англичане и французы не могут претендовать на огров как на национальное достояние. Те встречались в Италии, Испании, Чехии и Польше; например, по-чешски великан — обр. Похоже, не так ли? (А может, слово «огромный» тоже как-нибудь связано с ограми?) Итальянское «орко» (с тем же значением) известно с XIII-XIV веков или даже раньше.
Наиболее старые источники рассказывают, что огры пришли в христианские земли из страны безбожных гуннов. Гуннами в этот период именовали венгров, кочевников довольно-таки буйного нрава... хотя, право же, никак не выделявшихся гигантским ростом. Некоторые даже производят это слово от «онгруа», что означает «венгр», хотя есть и немало других этимологий (например, огров, как и орков, производят от жителей Оркнейских островов, тоже не слишком высокого роста).
Существует версия, будто слово не означает вообще ничего и было придумано кем-то из поздних авторов — например, Парацельсом или даже Шарлем Перро (хотя есть доказательства, что оно возникло намного раньше).
Но у Перро они, безусловно, имеются; просто в сказках, знакомых нам с детства, огров переводили как людоедов. Именно с огром имел дело, например, Кот в сапогах, что отразилось потом и в небезызвестном «Шреке».
Независимо от того, прибыли ли огры из Венгрии или с островов, нет сомнений в том, как они выглядят: ростом где-то от 2,5 до 4 метров, волосатые и бородатые, краснолицые, с большими ступнями (маленькие и не удержат такую тушу, так что все логично). Носят обычно цветастые расшитые куртки, но иногда вынуждены обходиться шкурами. Вооружение огра — дубина или камень, но встречаются топоры, а изредка и мечи. Защитное снаряжение сводится все к той же шкуре.
Селятся обычно поодиночке или семьей; деревни огров тоже известны, но это редкость. Чаще всего они строят избушку где-нибудь в глухом лесу, а если преуспевают — приобретают или захватывают замок. Встречаются (как в том же «Коте в сапогах») огры-феодалы с множеством поместий; крестьяне служат им с невероятной добросовестностью, ибо только обильный оброк скотом спасает их от оброка детьми и женами.
Людей любят чрезвычайно, предпочтительно жареных, но вареные и даже сырые тоже годятся; отдельные эстеты коптят благородных рыцарей, не снимая доспехов. При этом, правда, не прочь сперва поговорить со своим обедом; и это спасло немало жизней, потому что умом большинство огров не блещет.
Судя по их интеллектуальным свершениям, удивительно уже то, что они обладают связной речью; так, например, они не раз путали свою жертву с камнем, с собственным ребенком (когда коварный человек обменялся с чадом шапками), выбрасывали в пропасть вместо человека пустую кровать, разрубали топором тыкву, сажали в печь стог сена... Правда, возможно, они плохо видят? Тому есть и дополнительное подтверждение: фантастически острый нюх, позволяющий учуять человека (особенно англичанина!) мгновенно в любых условиях.
— Фи-фай-фо-фам! Дух британца чую там! — заревел людоед.
— Как же ты надоел со своим «фи-фай-фо-фамом»! — рявкнула его жена. — Из-за тебя и не поговоришь ни с кем, и знакомства не сведешь.
В играх:
В большинстве игр огры напрочь утратили свою самобытность, сделавшись просто «большими злобными тварями с дубиной». Такими мы видим их в Heroes of Might & Magic и Baldur's Gate, Warcraft и The Elder Scrolls, King's Bounty и Neverwinter Nights... В этом качестве — тупых, но могучих врагов, необходимость уничтожения которых не вызывает вопросов, — они расплодились по игровым мирам в невероятных количествах.
Но вот в некоторых старых квестах можно увидеть и классический домик с огром и его женой. Например, в King's Quest IV героине предстоит обокрасть такую счастливую семейку, лишив ее курицы, несущей золотые яйца. В случае неудачи stealth-миссии героиню ожидает теплое местечко в огрском котле...
Между прочим, иностранцы относят к ограм и нашу отечественную достопримечательность — Бабу-Ягу. В чем можно убедиться, например, в игре Quest for Glory I.
Аналоги огров есть даже в мире Warhammer 40.000; правда, огрины — это просто люди-мутанты, из которых вырастили идеальных, хоть и не слишком умных солдат, тяжелую пехоту Империя (Imperium). А вот в Warhammer Fantasy это большая и разнообразная раса с забавным культом и магией еды, для нее пожирание себе подобных и людей — магический и религиозный ритуал. Но и они тоже чаще всего выступают в войнах не сами за себя, а как союзники, точнее — наемники Империи людей. В их войсках сражается подвид гоблинов — гноблары, а также йети, шерстистые носороги и рабы-великаны. Кроме того, огры легко поддаются мутациям — а потому в армиях хаоса служат драконоогры, а у скейвенов — крысиные огры. Однако огры из Warhammer Fantasy пока появлялись в компьютерных играх лишь в качестве одиночных отрядов, а не полноценной армии.
Традиции D&D добавили к этим существам еще одну, совершенно непохожую на них расу — огров-магов; но о них речь пойдет немного позже.

Великаны

У родичей огров — великанов — интеллектуальные запросы повыше. Известно, к примеру, немало случаев, когда кто-то из них состязался с человеком или даже драконом в загадках. Причем в этих старинных турнирах по «Что? Где? Когда?» игроки-великаны весьма котировались. Историю о таком великане поведал нам Пол Андерсон в повести «Три сердца и три льва»:
— Послушай, смертный, ты великий рыцарь, я вижу. И железо меня, конечно же, ранит. Но очень уж меня много. Я тебя забросаю валунами раньше, чем ты меня успеешь серьезно покалечить. Что ты скажешь насчет поединка полегче? Если превзойдешь меня умом, вы все уйдете невредимыми. И я еще насыплю твой шлем золотом доверху. — Он хлопнул по огромной суме у пояса. — А если проиграешь, отдашь мне девчонку.
— Нет! — плюнул наземь Хольгер.
— Подожди! Подожди, любимый. — Алианора порывисто схватила его за руку. — Спроси его: он говорит про поединок на загадках?
Хольгер удивился, но спросил. Великан кивнул:
— Вот именно. Знай же: мы, Большой Народ, сидим у себя дома в холодные зимние вечера и год за годом, век за веком ради скоротания времени устраиваем турниры, изощряя ум. Выше всего мы ценим загадки. Я не потрачу времени зря, даже если позволю вам уйти в обмен на три новых загадки, из которых не найду ответа на две. Они самому потом сослужат добрую службу. — Его лицо беспокойно обратилось к востоку. — Но торопись!
Впрочем, не стоит думать, будто острый ум для этой расы типичен. Немало известно историй, в которых великан выглядит никак не умнее среднего огра...
Неочевидно: огры и великаны — разные народы или нет? Кое-где эти слова используются как синонимы, но чаще эти существа все же описываются по-разному. Великаны часто оказываются серокожими, лысыми, с огромными круглыми головами, иногда безбородыми (хотя длинноволосые и бородатые тоже бывают), невообразимо широкими в плечах, то есть сложенными на манер гнома. Вооружаются, правда, примерно так же — дубиной, камнем. Другое оружие у них почти неизвестно.
Проживают великаны преимущественно в горах или предгорьях, небольшими поселениями или кочевыми племенами по 10-50 особей. Злобность им не присуща по определению — есть вполне доброжелательные и мудрые, хотя враждебность к людям встречается часто.
Есть сведения о том, что великан может по желанию (или без такового — при свете солнца) обратиться в камень — в точности как тролли в «Хоббите». Между прочим, у Пола Андерсона дальше именно это и происходит. Андерсон, правда, дает этой истории неожиданное продолжение:
Что это за запах? Не вонь шкур, другой запах, приятный, так пахнет воздух после грозы, когда небо прояснится... Озон? Несомненно. Но откуда...
— Боже мой! — вскрикнул он, подхватил Алианору на руки и побежал прочь. — Гуги! Беги! Скорей отсюда! Ничего не трогай, если жизнь дорога!
За несколько минут они собрали вещи, вскочили на Папиллона и помчались вниз по западному склону горы. Лишь проскакав несколько миль, Хольгер остановил коня Гуги, и Алианора тут же потребовала объяснений. Пришлось с ходу выдумать побасенку, будто святые вдруг предупредили его о смертельной опасности. К счастью, его авторитет в группе был достаточно высок, и они поверили.
Но как он растолковал бы им правду? Он сам плохо разбирался в ядерной физике, но помнил, как на лекциях в университете им рассказывали об экспериментах Лоренца и Резерфорда по превращению элементов. И о лучевой болезни.
Россказни о проклятье, лежащем на золоте, которое забирали у превращенных солнечными лучами в камни великанов, оказались чистейшей правдой. Во время превращения углерода в кремний возникали радиоактивные изотопы, и счет исходного продукта шел на тонны.
В играх: европейские великаны, как и многие другие, пришли в компьютерные игры через D&D, где приняли имя каменных великанов (stone giants). Своим вооружением (дубина, метательный камень), тактикой и несговорчивостью они не слишком отличаются от огров и горных великанов — но считаются сильнее и опаснее.

Славянские великаны

Встарь люди были божики, а мы люди тужики, а познейские будут люди пыжики: двенадцать человек соломинку поднимать, так, как прежние люди поднимали такие деревья, что нонешним и ста человекам не поднять.

Присказка

Хотя в играх они пока почитай что не представлены (к сожалению, игры на славянскую тему пока делаются на довольно прискорбном уровне), все же упомянем о них.
Великаны славянских народов — они же волоты, обры и так далее — очень напоминают западноевропейских; однако, в отличие от них, не лишены корней. Славянское язычество вполне определенно утверждает, что боги создали великанов как «первое поколение» разумных существ, тогда как люди — второе; первое же почти полностью погибло — либо во всемирном потопе, либо в борьбе с драконами-смоками. Иногда бог истребляет их собственноручно за гордыню или посягательство на его права; тут уже прослеживается некое смутное родство с сюжетом о титанах. Порой оказывается, что люди — измельчавшие потомки великанов.
Вообще, в славянских легендах весьма нередко упоминание о великанах как давно исчезнувшем народе; в частности — о могиле великана (разумеется, с кладом внутри). Эти могилы — не что иное, как курганы (скифские, к примеру). Находили, бывало, и кости великана — мамонтовые...
Иногда, впрочем, их явно связывают с существующим народом: с теми же венграми, чудью и так далее.
Часто великан — злобная и разрушительная сила, сокрушающая города, давящая людей ногами и так далее; но порой встречаются и такие, что фактически приравниваются к богатырям и помогают людям (иногда еще и строят города; самый известный пример — Соловецкая крепость с действительно весьма необычной кладкой). А вот со змеем великан во вражде всегда — хоть добрый, хоть злой. Богатырей вообще нередко причисляют к великанам. Говорят, некий помещик держал у себя мамонтову кость и называл ребром Добрыни Никитича. Святогора и Вольгу Всеславича именуют великанами регулярно.
В играх: эта вражда со змеем попала в D&D (место змея занял зеленый дракон), а оттуда или напрямую из легенд — в «King's Bounty. Легенда о рыцаре».
Великанам славяне были обязаны всевозможными элементами рельефа. Великаны могут насыпать холм, своей дубиной «пробить» в земле озеро, топором или плугом развалить землю, создав овраг...
Многие великаны не чураются людоедства; однако чаще им приписывается другая диета — кони. Можно, впрочем, коня на обед, а молодца на ужин... Но если молодец — это просто вкусно, то конь — полезно, развивает в великане его исполинскую силушку.

Знаменитые великаны

Перечислять все произведения фэнтези, где есть великаны, можно часами; и по большей части великаны там созданы по скандинавской или западноевропейской схеме. Есть, правда, и необычные — например, недалекие, но говорящие стихами огры Пирса Энтони или «дивные» огры ирда из Кринна. Так что просто опишем парочку самых ярких великаньих образов, порожденных в наше время...
Шрек
Говорят, будто 80% населения Великобритании в наши дни полагает, что огры должны быть зеленого цвета, и это несмотря на все прочитанные в детстве сказки, где ни словечка не говорится о такой нестандартной окраске огра. Шрек оказался убедительнее.
Пожалуй, не будем распространяться о причинах популярности этого наследника Санчо Пансы. Вы и сами лучше меня знаете, что общего у огров с луком, как они представляют себе уют и из кого более завидный жених — из огра или из прекрасного принца.
Хагрид
Что будет, если скрестить ученого мага и горную великаншу? Получится горный маг... э-э-э... ученый великан... в общем, не очень ученый не очень великан со склонностью к экстремальной зоологии, испытывающий искреннее удовольствие, когда очередная «уже почти ручная» тварь пытается с особым цинизмом отгрызть ему голову.
Занятно, что этот образ в некотором роде бросает вызов принятым в детской литературе стандартам. С одной стороны, перед нами типичный случай: добрый, но уродливый и косноязычный увалень (привет Шреку!), которого многие ученики не хотят понимать и изводят. Однако вскоре становится ясно, что изводят-то не совсем безосновательно: преподаватель он и впрямь плохой, хуже, чем его «соперница» на этом посту. Но это еще не повод для Гарри и остальных его не любить; и сим простеньким открытием Роулинг подготавливает читателя и героев к идее, что и Сириуса, и Дамблдора стоит любить несмотря на то, что они в каком-то смысле намного дальше от идеала...

В играх великаны прочно заняли позицию «здоровенных громил» без избытка мозгов и смысла существования: они дерутся, потому что голодны или «просто потому, что дерутся». Такие великаны и в самом деле известны по легендам, мифам и сказкам. Однако у них есть еще по меньшей мере три ипостаси, которые почти не встречаются в играх и редки в фэнтези:
• Древнейшая раса. Титаны, инеистые великаны, фоморы — все они интересны (и опасны) вовсе не своим размером. Они могли бы быть вдохновителями большого конфликта, преобразователями, богоборцами, на худой конец просто главными врагами, а не мелким эпизодом на славном пути героев.
• Предки людей, богатыри. Доводилось ли вам в приключении получить помощь от дружественного великана? Или поклониться могиле исполина — предка своего народа? Или, скажем, узнать, что племя лесных гигантов — одичавшие близкие родичи людей, а не просто кровожадные монстры? Согласитесь, такое далеко не в порядке вещей... Хотя наши предки видели великанов именно своей родней, а не просто чудищами.
• Демонические великаны. Если уж делать их однозначным злом и противниками в бою — почему бы великанам не продвинуться хоть иногда в злодейской иерархии? Ведь огненные великаны и греческие гиганты — далеко не ординарные громилы, это самые жуткие кошмары соответствующих народов, заменявшие им демонов. Нельзя сказать, что потустороннего зла в играх недостает; но оно все какое-то чересчур химерическое или банально-плакатное. Великаны в подобном качестве, по-моему, еще не выступали. Было бы, по крайней мере, интересно увидеть их такими.

Категория: Бестиарий | Добавил: Eugeney (23 Мар 2009)
Просмотров: 4342 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)