Левиафан
Левиафа́н (ивр. לִוְיָתָן, «скрученный, свитый») — чудовищный морской змей, упоминаемый в Ветхом Завете, иногда отождествляемый с сатаной в современном иврите — кит. В Библии В Книге Иова Левиафан подробно описан и назван царём (Иов.40:20—41:26). Согласно Книге Псалмов, Бог поразит его в голову и отдаст в пищу «людям пустыни» (Пс.73:14). В некоторых местах Ветхого Завета он упоминается, как живой (Иов.3:8 и Пс.103:26). Влияние на культуру * Английский философ Томас Гоббс использует образ левиафана для описания могущественного государства в своей книге Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. * Левиафан — литературная иллюстрированная газета, выходила в 1975—1980 гг. в Израиле. Редактор Михаил Гробман. Авторы: С. Красовицкий, Э. Лимонов, Г. Сапгир, И. Холин и др. Вышло 3 номера. * Левиафан — книжное издательство в Тель-Авиве в нач. 1990-х гг. * Левиафан — книга дневников Михаила Гробмана 1963—1971 гг. Издана «НЛО» в 2002 г. Летопись художественной жизни Москвы, более 1500 имён. * Ловцы Левиафанов: Откровение Иова Счастливого Элиас Отис 2001 г. Трактовка Книги Иова. В качестве приложения к книге — колода карт «Таро Ловца Левиафанов»[1], проиллюстрированная картинами Бориса Валеджио. * Левиафан — в фантастическом сериале «На краю вселенной» (Farscape) живые гигантские биомеханические корабли. * Левиафан — огромное пятиместное транспортное средство с тяжелой броней и малой скоростью передвижения в игре Unreal Tournament 3 * Левиафан — крейсер из игры Star Wars: Knights of the Old Republic. В определенный момент игры на нем оказываются пойманы почти все главные персонажи. * Левиафан — один из врагов в игре Devil May Cry 3: Dante's Awakening. Фигурирует там в качестве босса. * Левиафан — один из врагов в игре Dead Space. Фигурирует там в качестве босса. * Левиафан — первоначальное название одно из крупнейших кораблей XIX века, британского парохода Грейт Истерн. * Левиафан — название корабля в одноименном романе Б. Акунина. * Левиафан — название композиции российской хардкор-группы Marschak * Левиафан - герой в DotA. * Левиафан - название мощнейшего корабля расы Калдари в игре Eve-online * Левиафан в вымышленной вселенной Warhammer 40,000 - крупнейший флот-улей враждебной человечеству расы тиранидов. Левиафан иногда также отождествляется с Ктулху из-за среды обитания и связанного с ними обоими антуража. В частности, в тексте песни группы 1349 «From The Deeps» есть такие слова: Пробудись, Левиафан! Пробудись, Ктулху! Восстаньте! Восстаньте! Восстаньте! Восстаньте! Из глубин… левиафан "Бог убивает Левиафана (видение прор.Исайи)" Гравюра на дереве по рисунку Г.Доре к Библии. 1864-66гг. Другие иллюстрации: Уильям Блейк "Бегемот и Левиафан" Левиафан (евр. liwyātn, от lawā — "свёртываться", "виться"), Левияфа (в книге Еноха), Лотан (Латан, Латану) "В преданиях Древнего Востока, гигантское морское чудовище. Видимо в основе представления о Левиафане лежали какие-то сведения древних мореплавателей о китах." сэр Вальтер Скотт "Квентин Дорвард" (ремарка к книге) "Подводное огнедышащее чудовище с огромными глазами, из ноздрей которого вырывается пар, двойной ряд острейших зубов сверкает в огромной пасти и длинная тонкая шея, которую венчает огромная вытянутая голова." (*) "В библейской мифологии морское животное, описываемое как крокодил, гигантский змей или чудовищный дракон. В Библии упоминается либо в качестве враждебного богу могущественного существа, над которым он одерживает победу в начале времён: "Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни." Псалом, 73, 14 (7) "В тот день поразит Господь мечем Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское." Исаия, 27, 1 (7) либо как пример (наряду с бегемотом) непостижимости божественного творения: "Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь." Иов, 40, 20-27 (7) "Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости." Иов, 41, 1-26 (7) Известен и в западносемитской угаритской мифологии, где Левиафан (Латану), воплощающий разрушительные силы водного мира, предстаёт как могучее семиголовое чудовище, которое борется с Балу (Алиййану-Балу) и Анат и оказывается побеждённым. Возможна также более отдалённая связь Левиафана с вавилонской Тиамат, олицетворяющей морскую стихию и при разделении верхних и нижних вод рассечённой пополам богом Мардуком. Ср. содержащийся в кн. Еноха и других источниках мотив отделения друг от друга Левиафана и бегемота в качестве чудовищ мужского и женского пола, в состоянии первоначального хаоса слитых воедино." (2) "Но кое-кто считает, что Левиафан должен быть подругой Бегемота, и Бог разлучил их, оставив Бегемота на суше, а Левиафана отослав в морскую пучину, чтобы они вместе своим весом не повредили арки, на которых покоится земля." Грейвс Р., Патай Р. "Иудейские мифы. Книга Бытия" (224: с.66) ссылаясь на 3-ю кн. Ездры 6, 15-24; книгу Еноха 60, 7-8 "По-видимому, мифы о Левиафане восходят к представлениям об олицетворённом первобытном хаосе, враждебном богу-творцу и некогда им покорённом, ныне же пребывающем в состоянии сна, однако могущем быть разбуженным (Иов 3,8). В Библии наряду с Левиафаном названы близкие ему чудовища, поражаемые богом,— Раав и Таннин, а также рыба, проглотившая Иону. Наиболее развёрнутое описание Левиафана содержится в книге Иова (см.выше). Как в Библии (напр., Иов 40-41), так и в позднейшей традиции Левиафан часто предстаёт вместе со своим сухопутным мифическим аналогом — бегемотом, у которого ноги, как медные трубы, кости, как железные прутья (Иов 40, 13-14). В апокрифах (в кн. Еноха, 4-й книге Ездры, "Апокалипсисе Баруха") и в агаде встречается ряд гиперболических описаний невероятной величины Левиафана." (2) "И в тот день бyдyт pаспpеделены два чyдовища: женское чyдовище, называемое Левияфа, чтобы оно жило в бездне моpя над источниками вод, мyжеское же называется Бегемотом, котоpый своею гpyдью занимает необитаемyю пyстыню..." Книга Еноха, 10, 9 (121) "И ангел миpа, котоpый был со мною, сказал мне: "эти два чyдовища пpиготовлены сообpазно с величием Божиим для того, чтобы быть накоpмленными, дабы осyждение Божие не было тщетным; и бyдyт yмеpщвлены сыны со своими матеpями и дети со своими отцами." Книга Еноха, 10, 22 (121) "В пятый день Ты (Бог) сказал седьмой части, в которой была собрана вода, чтобы она произвела животных, летающих и рыб, что и сделалось. Вода немая и бездушная, по мановению Божию, произвела животных, чтобы все роды возвещали дивные дела Твои. Тогда Ты сохранил двух животных: одно называлось бегемотом, а другое левиафаном. И Ты отделил их друг от друга, потому что седьмая часть, где была собрана вода, не могла принять их вместе. Бегемоту Ты дал одну часть из земли, осушенной в третий день, да обитает в ней, в которой тысячи гор. Левиафану дал седьмую часть водяную, и сохранил его, чтобы он был пищею тем, кому Ты хочешь, и когда хочешь." Третья (четвертая) книга Ездры, 6, 47-52 (122) "И сказал я, Варух, ангелу: "Спрошу я тебя об одном, господин: когда уж сказал ты мне, что выпивает дракон из моря локоть, скажи мне: какова глубина чрева его?" И сказал ангел: "Чрево его — ад, и сколько пролетает свинец, пущенный тремястами мужами, таково и чрево его..." Апокалипсис Варуха, 5, 1-2 (120) "Так, дневной пищей Левиафана служит рыба с рогами на голове, длиной в 300 миль; пар, испускаемый Левиафаном, способен вскипятить весь океан. В агаде и в апокрифах Бегемот и Левиафан упоминаются обычно в связи с мессианскими и апокалиптическими мотивами. Мясо обоих животных, поражённых богом или убивающих в схватке друг друга, послужит пищей на пиру праведников в день пришествия мессии." (2) "Кое-кто предвещает поединок между Левиафаном и Бегемотом. Когда они сойдутся на морском берегу и от их ударов сотрясётся земля, Бегемот своими закрученными рогами вспорет Левиафану брюхо, а Левиафан отсрым плавником смертельно ранит Бегемота." Мидраш на тему Левит, составленный вероятно в VII в.(224: с.66) "Хотя есть такие, которые верят, будто Левиафан и Бегемот убьют друг друга, другие предсказывают, что Господь пошлёт Михаила и Гавриила против обоих и, если они не одолеют их, Сам всё исполнит." (224: с.70)
|