Вторник, 10 Дек 2024, 3:56 AM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Любите Литрес?
Всего проголосовало - 4234
Результаты

Начало » Статьи » Бестиарий

Левиафан
Левиафан


Левиафа́н (ивр. לִוְיָתָן‎, «скрученный, свитый») — чудовищный морской змей, упоминаемый в Ветхом Завете, иногда отождествляемый с сатаной в современном иврите — кит.
В Библии

В Книге Иова Левиафан подробно описан и назван царём (Иов.40:20—41:26). Согласно Книге Псалмов, Бог поразит его в голову и отдаст в пищу «людям пустыни» (Пс.73:14). В некоторых местах Ветхого Завета он упоминается, как живой (Иов.3:8 и Пс.103:26).
Влияние на культуру

* Английский философ Томас Гоббс использует образ левиафана для описания могущественного государства в своей книге Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского.
* Левиафан — литературная иллюстрированная газета, выходила в 1975—1980 гг. в Израиле. Редактор Михаил Гробман. Авторы: С. Красовицкий, Э. Лимонов, Г. Сапгир, И. Холин и др. Вышло 3 номера.
* Левиафан — книжное издательство в Тель-Авиве в нач. 1990-х гг.
* Левиафан — книга дневников Михаила Гробмана 1963—1971 гг. Издана «НЛО» в 2002 г. Летопись художественной жизни Москвы, более 1500 имён.
* Ловцы Левиафанов: Откровение Иова Счастливого Элиас Отис 2001 г. Трактовка Книги Иова. В качестве приложения к книге — колода карт «Таро Ловца Левиафанов»[1], проиллюстрированная картинами Бориса Валеджио.

* Левиафан — в фантастическом сериале «На краю вселенной» (Farscape) живые гигантские биомеханические корабли.
* Левиафан — огромное пятиместное транспортное средство с тяжелой броней и малой скоростью передвижения в игре Unreal Tournament 3
* Левиафан — крейсер из игры Star Wars: Knights of the Old Republic. В определенный момент игры на нем оказываются пойманы почти все главные персонажи.
* Левиафан — один из врагов в игре Devil May Cry 3: Dante's Awakening. Фигурирует там в качестве босса.
* Левиафан — один из врагов в игре Dead Space. Фигурирует там в качестве босса.
* Левиафан — первоначальное название одно из крупнейших кораблей XIX века, британского парохода Грейт Истерн.
* Левиафан — название корабля в одноименном романе Б. Акунина.
* Левиафан — название композиции российской хардкор-группы Marschak
* Левиафан - герой в DotA.
* Левиафан - название мощнейшего корабля расы Калдари в игре Eve-online
* Левиафан в вымышленной вселенной Warhammer 40,000 - крупнейший флот-улей враждебной человечеству расы тиранидов.

Левиафан иногда также отождествляется с Ктулху из-за среды обитания и связанного с ними обоими антуража. В частности, в тексте песни группы 1349 «From The Deeps» есть такие слова:

Пробудись, Левиафан!
Пробудись, Ктулху!
Восстаньте! Восстаньте! Восстаньте! Восстаньте!
Из глубин…


левиафан

"Бог убивает Левиафана (видение прор.Исайи)"
Гравюра на дереве по рисунку Г.Доре к Библии.
1864-66гг.

Другие иллюстрации:

Уильям Блейк "Бегемот и Левиафан"


Левиафан (евр. liwyātn, от lawā — "свёртываться", "виться"), Левияфа (в книге Еноха), Лотан (Латан, Латану)

"В преданиях Древнего Востока, гигантское морское чудовище. Видимо в основе представления о Левиафане лежали какие-то сведения древних мореплавателей о китах."

сэр Вальтер Скотт
"Квентин Дорвард" (ремарка к книге)

"Подводное огнедышащее чудовище с огромными глазами, из ноздрей которого вырывается пар, двойной ряд острейших зубов сверкает в огромной пасти и длинная тонкая шея, которую венчает огромная вытянутая голова." (*)

"В библейской мифологии морское животное, описываемое как крокодил, гигантский змей или чудовищный дракон. В Библии упоминается либо в качестве враждебного богу могущественного существа, над которым он одерживает победу в начале времён:

"Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни."

Псалом, 73, 14 (7)

"В тот день поразит Господь мечем Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское."

Исаия, 27, 1 (7)

либо как пример (наряду с бегемотом) непостижимости божественного творения:

"Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?
вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его?
будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко?
сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы?
станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих?
будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами?
можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою?
Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь."

Иов, 40, 20-27 (7)

"Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его?
Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем?
Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое.
Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их.
Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его?
Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас;
крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью;
один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними;
один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются.
От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари;
из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры;
из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла.
Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя.
На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас.
Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут.
Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов.
Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса.
Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы.
Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево.
Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву.
Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется.
Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи.
Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь;
оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою.
Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным;
на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости."

Иов, 41, 1-26 (7)

Известен и в западносемитской угаритской мифологии, где Левиафан (Латану), воплощающий разрушительные силы водного мира, предстаёт как могучее семиголовое чудовище, которое борется с Балу (Алиййану-Балу) и Анат и оказывается побеждённым. Возможна также более отдалённая связь Левиафана с вавилонской Тиамат, олицетворяющей морскую стихию и при разделении верхних и нижних вод рассечённой пополам богом Мардуком. Ср. содержащийся в кн. Еноха и других источниках мотив отделения друг от друга Левиафана и бегемота в качестве чудовищ мужского и женского пола, в состоянии первоначального хаоса слитых воедино." (2)

"Но кое-кто считает, что Левиафан должен быть подругой Бегемота, и Бог разлучил их, оставив Бегемота на суше, а Левиафана отослав в морскую пучину, чтобы они вместе своим весом не повредили арки, на которых покоится земля."

Грейвс Р., Патай Р. "Иудейские мифы. Книга Бытия" (224: с.66)
ссылаясь на 3-ю кн. Ездры 6, 15-24; книгу Еноха 60, 7-8

"По-видимому, мифы о Левиафане восходят к представлениям об олицетворённом первобытном хаосе, враждебном богу-творцу и некогда им покорённом, ныне же пребывающем в состоянии сна, однако могущем быть разбуженным (Иов 3,8). В Библии наряду с Левиафаном названы близкие ему чудовища, поражаемые богом,— Раав и Таннин, а также рыба, проглотившая Иону.

Наиболее развёрнутое описание Левиафана содержится в книге Иова (см.выше). Как в Библии (напр., Иов 40-41), так и в позднейшей традиции Левиафан часто предстаёт вместе со своим сухопутным мифическим аналогом — бегемотом, у которого ноги, как медные трубы, кости, как железные прутья (Иов 40, 13-14). В апокрифах (в кн. Еноха, 4-й книге Ездры, "Апокалипсисе Баруха") и в агаде встречается ряд гиперболических описаний невероятной величины Левиафана." (2)

"И в тот день бyдyт pаспpеделены два чyдовища: женское чyдовище, называемое Левияфа, чтобы оно жило в бездне моpя над источниками вод, мyжеское же называется Бегемотом, котоpый своею гpyдью занимает необитаемyю пyстыню..."

Книга Еноха, 10, 9 (121)

"И ангел миpа, котоpый был со мною, сказал мне: "эти два чyдовища пpиготовлены сообpазно с величием Божиим для того, чтобы быть накоpмленными, дабы осyждение Божие не было тщетным; и бyдyт yмеpщвлены сыны со своими матеpями и дети со своими отцами."

Книга Еноха, 10, 22 (121)

"В пятый день Ты (Бог) сказал седьмой части, в которой была собрана вода, чтобы она произвела животных, летающих и рыб, что и сделалось.
Вода немая и бездушная, по мановению Божию, произвела животных, чтобы все роды возвещали дивные дела Твои.
Тогда Ты сохранил двух животных: одно называлось бегемотом, а другое левиафаном.
И Ты отделил их друг от друга, потому что седьмая часть, где была собрана вода, не могла принять их вместе.
Бегемоту Ты дал одну часть из земли, осушенной в третий день, да обитает в ней, в которой тысячи гор.
Левиафану дал седьмую часть водяную, и сохранил его, чтобы он был пищею тем, кому Ты хочешь, и когда хочешь."

Третья (четвертая) книга Ездры, 6, 47-52 (122)

"И сказал я, Варух, ангелу: "Спрошу я тебя об одном, господин: когда уж сказал ты мне, что выпивает дракон из моря локоть, скажи мне: какова глубина чрева его?"
И сказал ангел: "Чрево его — ад, и сколько пролетает свинец, пущенный тремястами мужами, таково и чрево его..."

Апокалипсис Варуха, 5, 1-2 (120)

"Так, дневной пищей Левиафана служит рыба с рогами на голове, длиной в 300 миль; пар, испускаемый Левиафаном, способен вскипятить весь океан. В агаде и в апокрифах Бегемот и Левиафан упоминаются обычно в связи с мессианскими и апокалиптическими мотивами. Мясо обоих животных, поражённых богом или убивающих в схватке друг друга, послужит пищей на пиру праведников в день пришествия мессии." (2)

"Кое-кто предвещает поединок между Левиафаном и Бегемотом. Когда они сойдутся на морском берегу и от их ударов сотрясётся земля, Бегемот своими закрученными рогами вспорет Левиафану брюхо, а Левиафан отсрым плавником смертельно ранит Бегемота."

Мидраш на тему Левит, составленный вероятно в VII в.(224: с.66)

"Хотя есть такие, которые верят, будто Левиафан и Бегемот убьют друг друга, другие предсказывают, что Господь пошлёт Михаила и Гавриила против обоих и, если они не одолеют их, Сам всё исполнит." (224: с.70)

Категория: Бестиарий | Добавил: solomin (21 Мар 2009)
Просмотров: 4495 | Рейтинг: 4.8 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)