Кентавры
Кентавры считались потомками Иксиона и Нефелы — или прямыми, или через общего для племени предка Кентавра, ожеребятившего магнесийских кобылиц. Некоторые рассказывают, что кентавры были воспитаны на Пелионе нимфами и, возмужав, вступили в связь с кобылицами, от чего и родились двуприродные кентавры Некоторых кентавров выводили из этого генеалогического ряда, вероятно, чтобы облагородить их. Так, Хирон считался сыном Зевса и кобылицы Филиры, Фол — сыном Силена. Иногда кентавров считают потомством Посейдона, что находит объяснение в мифологическом прошлом этого божества, тотемически связанного лошадьми и имевшего коня атрибутивным животным. Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры, в первую очередь, Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и некоторых других героев. Популярным поэтическим сюжетом античности была кентавромахия, битва лапифов с кентаврами, разгоревшаяся из-за необузданного нрава последних на свадебном пиру царя лапифов Пирифоя. Кентавры жили в горах Фессалии по соседству с родственниками лапифами. Оба дикие, племена, однако, неплохо уживались друг с другом до тех пор, пока на свадьбе царя лапифов Пирифоя кентавры, напившись, не вздумали похитить невесту, а с ней и приглянувшихся молодых лапифянок. Свадьба переросла в буйную драку, поэтически названную кентавромахией, в которой верх одержали лапифы, а кентавры были рассеяны по материковой Греции, загнаны в горные области и глухие пещеры. Один из кентавров, Несс, сыграл роковую роль в гибели Геракла. Он попытался похитить жену Геракла Деяниру, но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры. Умирая, Несс решил отомстить Гераклу, посоветовав Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях. Откуда произошло само понятие «кентавр»? Прообразами кентавров являлись, очевидно, тотемы лошади у ранних древнегреческих племен. Древнейшие рисунки кентавров изображали людей, к поясам которых были прикреплены обрядовые атрибуты, схематично изображающие конский круп. Позже эти изображения тотемов, а, следовательно, и участников культового обряда видоизменились, превратившись в изображения конского тела, переходящего в тело человека. Именно этой трансформации образа тотема в ходе исторического развития древнегреческих племен мы обязаны «появлением на свет» кентавров в их классическом виде. Предположение о том, что образ кентавра — это искаженное видение лошади и сидящего на ней всадника, скорее всего, неверно. Вполне реально выглядит следующая гипотеза: скорее всего, у ряда древнегреческих племен существовал тотем лошади, которому поклонялись и которого превозносили. Члены племени верили, что их группа ведет свое начало от некоторого мифического предка — получеловека-полуконя и связывали само животное с этим предком. Пытаясь приблизиться к своему обожествленному прародителю, члены племени участвовали в ритуальных танцах, подражая тотему. Их развитая фантазия нарисовала волшебное существо, соединяющее в себе черты коня и человека, которое и явилось прообразом кентавра. Любовь греков к этому волшебному созданию отразилась в многочисленных мифах и легендах. Например, кентавр Хирон был известен своей мудростью и способностями целителя. Однако остальные кентавры не удостаивались такого внимания. Как это ни странно, большинство кентавров в поздних мифах представлены как порочные существа: кентавр Несс был убит Гераклом за то, что пытался похитить его жену Деяниру, известен миф о том, как кентавры, будучи приглашенными на свадьбу вождя фессалийского племени лапифов, в состоянии опьянения пытались похитить невесту вождя. При этом разгорелась ожесточенная схватка, в которой кентавры оказались побежденными. Позже Геракл изгнал кентавров из Фессалии. Возможно, именно этот миф дал жизнь ставшей позже очень популярной теме борьбы людей и кентавров — кен-тавромахии. К сожалению, практически во всех классических мифах кентавры предстают как разгульные создания с необузданным нравом, вдобавок любящие выпить. Мифы о кентаврах получили распространение и за пределами Древней Греции, а именно на территории Древней Руси, куда они были заимствованы, по всей видимости, из Византии. В мифологии славян фигурируют образы кентавров Полкана и Китовраса. Имя первого из них является искаженным от итальянского «поликано», что. означает «полупес», однако традиционно и тот, и другой изображались именно кентаврами. Широкое распространение получили легенды о Китоврасе и царе Соломоне. Существуют различные вариации этого мифа, Китоврас помогает Соломону построить Иерусалимский храм. В легендах подчеркивается сила кентавра (он наказывает царя за гордыню, забрасывая его в далекую страну) и мудрость (он подсказывает Соломону, каким образом добыть инструмент, с помощью которого можно тесать камни при строительстве храма, избегая согласно ритуальным предписаниям, использования железных орудий). В период средневековья мнение людей о кентаврах не изменилось. К их образу добавились, пожалуй, лишь некоторые новые отрицательные черты. Теперь уже в некоторых средневековых произведениях кентавры стали фигурировать в роли... демонов. И все же они оставались весьма популярными персонажами в искусстве. Возможно, определенную роль в этом сыграло влияние греческой культуры на искусство и литературу Запада. В наши дни можно с уверенностью говорить о «возрождении кентавров». В первую очередь это проявляется в литературе жанра фэнтези. Интересно то, что кентавры в современной литературе фэнтези представлены совершенно в ином образе, имеющим мало общего с представлениями средневековья. Это зачастую главные герой произведений, имеющие свои имена и собственные черты характера. Фантазия автора рисует их смелыми воинами, мудрыми магами, справедливыми правителями, коварными тиранами; — в общем, полный «джентльменский» набор персонажей. Изменилось само понимание кентавров — если раньше эти существа не претендовали на роль большую, чем всячески вредящих человеку демонов, то теперь они стали полноправными обитателями в мире фантастики. По сути, авторы произведений фэнтези позаимствовали из античного образа кентавра его самые привлекательные черты, а отрицательные, наоборот, оставили в глубине веков, создав, таким образом, новый образ кентавра. И надо сказать, что этот новый образ выигрывает по сравнению с тем, что давала нам античность. В современном представлении кентавры выглядят как могучие, ловкие и быстрые красавцы с атлетическим телосложением. • Самые известные кентавры Хирон Хирон так не похож на остальных кентавров, что поздняя традиция норовит сделать его сыном Зевса или Кроноса и натурализованной кобылицы Филиры. По другой версии, Филира - обыкновенная нимфа, жертва вожделения Крона. Его законная супруга Рея застала самый интересный момент их кратких, но бурных отношений. Что бы поиметь хоть какое-то алиби, Крон превратился в жеребца, и результатом такого соития оказался кентавр - получеловек-полуконь. Так или иначе, Хирон - кентавр-культурный герой, а герои должны вести свой род от богов. Потому-то он и был бессмертным. Хирон получил прекрасное образование (медицина, охота, гимнастика, музыка, прорицательство) непосредственно у Феба-Аполлона и Фебы-Артемиды (самой Артемиды, естественно, а не ее бабки, тоже Фебы). Склонный к воспитательской деятельности Хирон был наставником Ясона, Диоскуров, Ахилла (по-моему, это анахронизм), которого он для храбрости кормил львиным мясом, возможно, Орфея, обучал медицинскому искусству Асклепия, а охотничьему - Актеона. Был личным другом Геракла. Изобрел, между прочим, небесный глобус, может быть, специально для похода аргонавтов. (По мнению Ньютона, он заказал глобус Мусею, ученику Орфей, но я с негодованием это отрицаю!) Говорят, он предусмотрел на нем место удобное для себя в созвездии Стрелец, но его опередил кентавр Крот, и Хирону пришлось поместиться на южных задворках в созвездии Центавр - красивом, но в Европе едва наблюдаемом. Опять же, отец Теи. Был случайно поражен отравленной стрелой Геракла то ли когда принимал его вместе с молодым Ахиллесом на горе Пелион (той самый, который когда-то титаны громоздили на Оссу, пытаясь добраться до неба), то ли во время свершения Гераклом пятого подвига. Бессмертный, он не мог умереть и жестоко страдал от выжигающего все внутренности яда. По его и мольбе и просьбе Геракла его бессмертие было передано Прометею и кентавр снизошел в царство Аида вместо мятежного титана. Возможно, отдал бессмертие не Прометею, а Асклепию. На небе он представлен или как Центавр, или как Стрелец - на этот счет нет единого мнения. Мне больше верится в Стрельца. Фол Чуть кентавр посимпатичнее, его стараются облагородить: уж больно племя неприглядное! Вот, Фола называют сыном Силена, спутника Диониса, и некой неизвестной нимфы. Фол был приятелем Геракла. Во время охоты Геракла на Эриманфского вепря герой был любезно принят Фолом в пещере горных кентавров. Фол предложил Гераклу обед, открыл кувшин вина, подаренного Селеном. Но тут возвращавшиеся с охоты кентавры учуяли запах спиртного, до которого они были весьма охочи. Что произошло дальше - не очень понятно: то ли они рассвирепели, подумав, что Геракл хочет выпить все вино, то ли Геракл решил, что ему будет мало, если кентавры присоединятся к трапезе. Так или иначе, у входа в пещеру завязался бой - короткий, но яростный... В пылу сражения - в котором, без сомнения, победу одержал Геракл - Фол поранился об отравленную стрелу, а скорее, пытаясь успокоить противников, пал жертвой слепой ярости своего гостя. Про Фола утверждают, что он был несравненным знатоком иеромантики, то есть, гадателем по внутренностям жертвенных животных. Поэтому его видят в созвездии Центавр несущим такую жертву (созвездие Волк) на жертвенник (одноименное созвездие). Фола также связывают с созвездием Стрелец просто, видно, по роду и подобию Крот Про кентавра Крота (или Кротоса, что не очень правильно) говорят розно. То его называют искуснейшим стрелком из лука (и даже его изобретателем), то - одним из самых свирепых и неукротимых кентавров, то - кентавром-эстетом, живущим на горе Геликон и нежно любимым своими сводными сестрами - музами. По этому варианту, он вообще сын Пана и Евфемы, кормилицы Муз. Гигин и Эратосфен вообще отрицают, что Крот был кентавром, но по мне, это уже палефатовская гиперкритика. Кроту-любимцу Муз приписывают изобретение аплодисментов, которыми он награждал своих молочных сестер. Про Крота ходит история, что он обманным путем захватил на небе местечко, припасенное его соплеменником Хироном для себя. А именно - зодиакальное созвездие Стрелец. Хирон же в результате был вынужден довольствоваться созвездием Центавр. Возможно, Крот уронил свой венок, ставший Южной Короной. Несс Был я убит, но убил я убийцу. В том радости мало, Ибо погубленный мной в смерти бессмертье обрел. Александрийская загадка После кентавромахии, рассеявшей кентавров по Аттике, и разгрома остатков горного племени, учиненного Гераклом в его пятном подвиге, кентавры эпизодически появляются на мифологических просторах, занимая разные неподобающие должности. Так, Несс подхалтуривал на переправе через горную речку, перевозя на широкой спине слабосильных путников и женщин. Однажды судьба направила через эту реку Геракла с супругой Деянирой. Увидев перевозчика, Геракл поленился перенести жену сам, а препоручил ее Нессу. То ли решив отомстить Гераклу за причиненное племени зло, то ли действительно воспылав внезапной страстью к женщине, Несс, переплыв поток, бросился со своей ношей наутек от замешкавшегося героя. Геракл, недолго думая, схватил лук и всадил отравленную стрелу в спину скакавшего галопом похитителя. Яд Лернейской гидры действует почти мгновенно, но, прежде чем умереть, Несс успел нашептать Деянире, что, де, кровь кентавра - лучшее приворотное средство в древнегреческой природе. Почему Деянира поверила своему хвостатому похитителю, чего ради собрала и сохранила его отравленную кровь - непонятно. Женщина - хоть и жена героя! Но когда, много позже, Геракл захватил в одном из военных походов качестве трофея дочь эхалийского царя красавицу Иолу, Деянира, справедливо опасавшаяся соперничества, смочила в ядовитом эликсире хитон мужа и послала ему с вестником. Геракл надел хитон - и лернейская отрава проникла в его жилы, ткань приросла к телу и герой был брошен в пучину неутолимой жгучей нарастающей боли. В отчаянии он смог лишь устроить жертвенный костер для себя самого и взойти на него. Так он умер, а посмертие его неизвестно: стал ли он новым богом, а Геба его небесной супругой, сошел ли в Аид - в этом месте источники темны и неясны. Некоторые видят Несса в созвездии Стрелец.
|