Гоблины
Гоблины — волшебные существа в английском фолклоре. Согласно Оксфордскому словарю английского языка в низшей мифологии Западной Европы термин "Goblins" обозначает озорных уродливых демонов и ведет свое происхождение от слова Gobelinus, зафиксированного еще в XII в. и именовавшего духа, который обитал в окрестностях Эвре. Исторически понятие «гоблин» близко русскому понятию Бес_(славянская_мифология): это низшие духи природы, из-за экспансии человека вынужденные жить в его среде. Английское слово «goblin» происходит от искажённого немецкого «kobold» (дух шахты,в русской мифологии (Урал) стуканец), и изначально между этими двумя существами не было различия. Слово «хобгоблин» возникло от соедниения «Гоблина» и слова «Хоб», означавшего фею. В Англии Хобгоблин выполняет функции домового. В английской народной демонологии гоблин играет однозначно несимпатичную роль. Даже для чародеек общество гоблинов неприятно и обременительно, а для людей гоблин — просто проклятие, кара Господня. Он обожает насылать мучительные ночные кошмары, нервировать учиняемым шумом, переворачивать крынки с молоком, разбивать куриные яйца в курятниках, выдувать сажу из печи в только что прибранную избу, в самые неподходящие моменты задувать свечи. Его излюбленные "шуточки" — науськивание на людей и имущество мух, комаров, ос и шершней. О том, что он мочится в молоко, англосаксонские источники не упоминают, но не думаю, чтобы гоблин упустил подвернувшуюся оказию: увидев крынку с молоком он, вне всякого сомнения, "отольет" в нее." В современную литературу и массовую культуру гоблины пришли через книгу Джона Толкиена «Хоббит», где представляют собой низкорослых подземных существ противной внешности и агрессивного характера. Хотя сам писатель впоследствии отказался от слова «гоблин» и уже во «Властелине Колец» называл этих существ «орками» (полу-вымышленное им слово, до этого не бывшее в ходу в английском языке), такой образ гоблинов прижился. В наше время гоблинов чаще всего изображают как «младших родственников» более крупных и агрессивных орков. Характерный образ гоблина в фэнтези — существо маленького роста неуклюжего телосложения, иногда с огромным носом, обычно с зеленоватой кожей, живущее под землёй. Подобно гномам, гоблинам также иногда приписывается страсть к сложным машинам и технологиям паровой эры. Гоблины так или иначе присутствуют в играх серий TES, Gothic, Disciples и других. С исторической точки зрения гоблины — разновидность фей (fairy, faery), а точнее говоря, маленького сказочного народца, к которому причислялись самые разнообразные природные духи. Удивительный факт — гоблины, которых мы привыкли воспринимать исключительно как мелких прихвостней злых властелинов, по сути — прямые родственники миниатюрных девушек с крыльями бабочек, эльфов-пикси, живущих в желудях, нелюдимых гномов и даже болотных огней.
Существует две версии происхождения слова «гоблин». Во-первых, оно может быть производным от имени «Гоб» — фольклорного короля гномов (подчиненный ему народ звался Gob- lings). Во-вторых, в его основе может лежать корень «кобл» — искаженное немецкое слово kobold (возможно, от греческого kobalos — негодяй, хулиган), которым обозначались точно такие же злые духи, считающиеся в наши дни отдельной фэнтези-расой. Одно из древнейших «имен» гоблинов — паки (пуки, или пэки — возможно, от староирландского poc — козел), своеобразные лесные сатиры, принимающие самые разные формы (от лошадиной до человекообразной). Позже этот народец был персонифицирован в одном персонаже — проказнике Паке, которого звали Робин Гоблин, или Хобгоблин («Хоб» — искаженное «Роб», то есть Робин, либо hop — скакать). Единого представления о гоблинах у наших предков не имелось. В одних легендах они были чем-то вроде домовых, в других — лесными духами. Гоблины обладали стандартным «набором» умений и свойств — перекидывались в животных, могли становиться невидимыми, красть детей из люльки, подкладывая вместо них своих отпрысков. Гоблины могут взять паутинку, сплести из нее ночной кошмар и вложить его в ухо спящему человеку. Некоторые люди после смерти якобы становились гоблинами. Вполне логично, что эти существа вряд ли годились для конкурса красоты — им обычно приписывалась густая шерсть на голове, пасть, полная кривых желтых зубов, стариковские повадки и людоедство. Рост гоблинов варьируется в необычайно широких пределах — примерно от 30 сантиметров до 2 метров. Они любят подражать людям и даже освоили некоторые ремесла — в частности, умеют обращаться с огнем. Гоблинов обычно причисляют к «злым» духам, однако, в отличие от них, гоблины далеко не всегда боятся солнечного света.
Любимое занятие этих созданий — придумывать разнообразные проказы. У того же Шекспира фея перечисляет «заслуги» Пэка: он якобы пугает сельских рукодельниц, ломает, портит ручки мельниц, мешает масло сбить исподтишка, сливки снимает с молока, забродить дрожжам мешает в браге, ночью водит путников в овраге, «но если кто зовет его дружком — тем помогает, счастье вносит в дом». Пэк этого не отрицает, признаваясь в том, что может заржать перед сытым жеребцом, как кобылица; превратиться в печеное яблоко, спрятаться в кружку с пивом и прыгнуть оттуда на губы пьющей женщины; либо стать трехногим стулом, дождаться, пока на него сядет «плаксивая рассказчица», и выскользнуть из-под нее. Эти проказы выглядят сравнительно невинными. В самом деле: повернуть дорожный знак, раздеть догола спящего человека, раздразнить лошадь или завести путников в глухую чащу — занятие вредное, но не смертельно опасное. Однако люди прекрасно понимали, что в конце концов это может закончиться плачевно. Автор «Хроник Нарнии» Клайв Льюис говорил, что он слышал о «дурном доме», который люди обходили стороной не потому, что в нем поселились привидения, а оттого, что там якобы шалили феи. В Британии есть легенда о гоблинах паури, известных также как «красные шляпы» (redcaps). Сказочная Красная шапочка здесь не при чем. Эти гоблины жили в полуразрушенных замках и выделялись оригинальным снаряжением — большие железные сапоги на ногах, железные копья в качестве излюбленного оружия. Их основной промысел заключался в охоте на путешественников. Гоблины сбрасывали на них камни, закалывали копьями насмерть и мазали свои шляпы человеческой кровью (отсюда и прозвище). Такая охота должна была проводиться регулярно, ведь если кровь на шляпах высохнет, то гоблины умрут. «Красные шляпы» были настолько быстры и ловки, что убежать от них было невозможно. Шанс на спасение, однако, имелся — следовало прочитать вслух любой отрывок из Библии. Услыхав святые слова, гоблин убежит, оставив позади выпавший зуб. Гоблины относятся к существам «низкого полета». Они крайне редко участвуют в эпических событиях. Пожалуй, единственное исключение из этого правила — новейший греческий и кипрский фольклор, где гоблинам, называемым калликантзарос, отведено важное место в универсальной космологии. Эти создания живут под землей и круглый год пилят корни Мирового дерева, чтобы оно рухнуло вместе со всей планетой. Однако в день зимнего солнцестояния они получают возможность выйти на поверхность и вредить людям. В день Богоявления (Крещения, 6 января), гоблины вновь закапываются и обнаруживают, что за время их отсутствия Мировое дерево залечило свои раны. Приходится все начинать снова. Средство защиты от этих гоблинов весьма оригинально. Нужно положить на порог дома дуршлаг. Гоблин увидит его и, вместо того, чтобы устраивать всякие пакости, захочет сосчитать все дырки. За этим занятием он проведет всю ночь, ведь греческие гоблины умеют считать только до двух (три — священное число, произнеся его, они тут же умрут), а солнца гоблины не любят, поэтому утром прячутся от него в укромные места. Однако гоблинов нельзя однозначно причислить к «силам зла». Как и в случае с эльфами брауни, с ними можно было подружиться, оставляя на видном месте блюдце молока или хлебные крошки. В Уэльсе существуют легенды о феях под названием coblynau (еще один вариант звучания слов «гоблин» и «кобольд») — крошечных обитателях подземелий, которых прикармливают шахтеры, чтобы те громким стуком выдавали им местонахождение рудных жил. Каким образом гоблины, много веков считавшиеся то ли лешими, то ли домовыми, превратились в «пушечное мясо» классического фэнтези? Как водится, во всем виноват старик Толкин. Он не просто переработал европейские сказки, сделав из эльфов — хрупких козявок, оставлявших грибные круги на полях, — бессмертных волшебников и воинов, удивительно похожих на людей. Он создал новые стереотипы. Теперь слово «эльф» вызывает в памяти красавчика Леголаса, а в ответ на «гоблин» вспоминается либо кинопереводчик Дмитрий Пучков, либо маленький зеленый подлец, основная цель которого — умереть от руки приключенца, принеся ему «очки опыта». Толкиновские гоблины двояки — они есть, и в то же время их нет. В «Хоббите» упоминается меч, созданный эльфами для борьбы с этими тварями. Он называется Оркрист («Сокрушитель гоблинов»), и это обстоятельство как бы предвосхищает намерение Профессора заменить гоблинов в своих дальнейших произведениях на орков, поскольку автор считал, что последнее название им подходит больше. В «Хоббите» рассказывается о том, что гоблины живут в пещерах и поэтому умеют превосходно видеть в темноте, быстро передвигаясь даже по самым узким проходам — внаклонку, касаясь руками земли. Солнечный свет они не любят. От него «ноги у них слабеют, а голова кружится». Гоблины смеются «ужасным деревянным смехом», едят лошадей «и кое-кого еще», а также используют труд захваченных ими пленников для производства оружия и инструментов. Они привыкли ловить их из засады, врасплох, избегая открытых столкновений. Особую ненависть гоблины испытывают к гномам. Помимо отталкивающих внешних качеств, Толкин приписывает им недюжинную изобретательность. Их стихия — механизмы, моторы, взрывы. Автор не исключает, что именно гоблины изобрели некоторые разрушительные машины, особенно те, что предназначаются для уничтожения большого числа людей за один раз. В ранних версиях «Властелина Колец» вместо слова «орк» использовалось «гоблин», причем наиболее крупные и сильные твари назывались хобгоблинами. Впоследствии Толкин придумал орков и, соответственно, урук-хаев. Во «Властелине Колец» вместо гоблинов описываются уже орки, правда, делается это слегка непоследовательно. Профессор иногда сбивается, изредка все же упоминая гоблинов — причем так, что можно понять, будто это совсем непохожая на орков раса, либо, напротив, называя орка (урук-хая) Гришнака «гоблином». Существует теория, согласно которой слово «гоблин» используют в основном хоббиты, а остальные расы Средиземья говорят «орк». Так или иначе, рассказывать про орков здесь не имеет смысла по двум причинам — во-первых, это те же самые гоблины, а во-вторых, толкиновские орки заслуживают отдельной статьи. Вторым законодателем «гоблиновской моды» стала ролевая игра Dungeons & Dragons, первая версия которой появилась в 1974 году. Здесь эти твари стали расходным материалом для «прокачки» героев низкого уровня. Чаще всего гоблины и кобольды — первые монстры, которых можно повстречать в игре. Раньше они (а также орки, хобгоблины и bugbears — то есть «пугала») причислялись к единому классу «гоблиноидов», однако чуть позже орки и кобольды выделились из этой классификации. Гоблины — «низшее звено» гоблиноидов. Они живут варварскими кланами под руководством самого сильного гоблина. Рост — около метра, вес — чуть более 20 килограммов, руки до колен, глаза красные или желтые (но не блестящие, а тусклые и остекленевшие), плоское лицо, широкий нос, острые уши и вытянутый от уха до уха рот с маленькими острыми зубами. Цвет кожи бывает самый разный — от красного до желтого, причем члены одного племени, как правило, раскрашены одинаково. Не нужно думать, что все гоблиноиды дружат между собой. Гоблины, будучи самыми маленькими и слабыми (среднестатистический представитель этого племени способен поднять около 30 килограммов над головой), часто попадают в рабство к сородичам — гораздо более крупным и агрессивным хобгоблинам или «пугалам». В D& D есть существо под названием нилбог («гоблин» наоборот). Эта разновидность гоблина восстанавливает здоровье, получая повреждения, и теряет силы от лечащих заклинаний. Похожим образом гоблины изображены почти во всех настольных или компьютерных играх. В мире Warhammer они представляют собой злых примитивных дикарей. Самые опасные — ночные гоблины, использующие в бою «фанатиков», обпившихся грибного пива и размахивающих во все стороны здоровенным шаром на цепи (несколько таких наркоманов способны разметать в клочья целый кавалерийский полк). Впрочем, война для гоблинов скорее традиционное хобби, чем принципиальный образ жизни — они просто не догадываются, что противнику не нравится, когда его убивают и едят. Мало чем отличаются от них и гоблины из мира Warcraft. Эта раса делает основной упор на инженерное дело, конкурируя с гномами. Гоблинский конек — торговля, взрывчатка и воздухоплавание. При этом алфавит гоблинов включает в себя всего 4 буквы, а средняя длина слова составляет около 14 букв. Излюбленная игра — гольф, правда, вместо шаров используются бомбы, а мишенями служат роботы. «Классических» гоблинов можно встретить в играх серии The Elder Scrolls, Everquest, Dungeon Keeper, коллекционной карточной игре Magic The Gathering и многих других — в том числе не только стратегических или ролевых, но и логико-аркадных (например, старые добрые Gobliiins !). Гоблины «Гарри Поттера» мало похожи на своих неопрятных собратьев из классического фэнтези. Ролинг описывает их как существ с умными лицами, длинными пальцами и ногами. Гоблины не злые. Они очень жадные и изобретательные во всем, что касается защиты сокровищ от воров. Раньше они часто воевали с людьми. Предполагается, что последние взяли верх и фактически подчинили их себе (ничего удивительного — бедных гоблинов угнетают едва ли не в каждом авторском мире). Следуя политике назначения волшебных существ на те должности, где они максимально эффективны (например, дементоры в Азкабане), Министерство Магии поставило гоблинов во главе банка Гринготтс, расположенного на Диагональной аллее. Это единственное банковское учреждение волшебников. Оно считается (вернее, считалось) неприступным, ведь гоблины прекрасно знают свое дело и, как поговаривают, используют для защиты особо важных хранилищ драконов. Кроме того, «поттеровские» гоблины — прекрасные кузнецы и металлурги. Именно они выпускают новые деньги (галеоны, сикли и кнуты) и куют удивительно красивые изделия — например, в 15 веке отчеканили серебряную посуду для семейства Блэков. Оригинально изобразил героев нашей статьи Лайон Спрэг де Камп в «Башне гоблинов». Автор описал их как «большеголовых и прыгучих демонов из Девятой Реальности», призванных волшебником — и им же обращенных в камень, который впоследствии был использован для строительства башни. Много лет спустя чары были сняты, и башня рухнула, так как некоторые ее камни превратились назад в гоблинов. Встречаются даже научно-фантастические гоблины. В «Заповеднике гоблинов» Клиффорда Саймака эти существа, как и все остальные представители «маленького народца», были инопланетянами, прибывшими на Землю в незапамятные времена и вытесненные расой людей в маленькие резервации. Роль гоблинов в фэнтези малозаметна, но важна. В играх они очень полезны, когда драться с крысами нам уже скучно, а для драконов мы еще не доросли. Расправа со столь простыми соперниками обеспечивает нас первичным игровым опытом («так гоблинов рубали, что читать научились»). Кроме того, гоблины составляют «фундамент» любой приличной армии Тьмы, работают торговцами, изобретателями, словом — приносят миру фантастики и фэнтези гораздо больше пользы, чем вреда.
|