Старому, доброму, в чем-то наивному «Человеку-амфибии» — 50. Но мы по-прежнему влюблены в этот фильм. Конечно, сама история, придуманная фантастом Александром Беляевым, красива и романтична. Однако как все это снимать: технические сложности, подводные съемки, финансы… И все-таки 50 лет назад решились. За дело взялась целая команда: режиссеры В. Чеботарев, Г. Казанский, оператор Э. Розовский, группа сценаристов, среди которых был легендарный во всех отношениях Алексей Каплер. Музыку к фильму сочинял не кто-нибудь, а начинающий тогда композитор Андрей Петров. Музыка сочинялась непросто, в голове у Петрова долго крутилась какая-то самба-мамба, превратившаяся, в конце концов, в заводное «нам бы, нам бы, нам бы, нам бы лечь на дно, там бы, там бы, там бы, там бы пить вино!» До сих пор будоражит заводной припев: «Эй, моряк, ты слишком долго плавал!..» Уже тогда стало понятно, что Петров — гениальный композитор именно для кинематографа. Вот такой мощной компании предстояло перенести на экран приключения Ихтиандра. С полетом фантазии росли расходы Начали с того, что все отправились на учебу в одну из ленинградских водолазных школ. Одни учились работать под водой, другие ломали голову над тем, как сделать, чтобы грим не смывался под водой, из чего шить костюм Ихтиандра, как воздвигнуть подводные декорации. Кстати, после нескольких неудачных попыток костюм главного героя сшили следующим образом: взяли ткань от колготок и нашили на нее 10 тысяч чешуек, которые предварительно выкрасили вручную перламутровой краской. На всякий случай таких костюмов сделали четыре. А оператор с помощником отправились на пару недель в Судак — тренировались снимать под водой, сделали вместе со спортсменами-подводниками из ДОСААФ несколько подводных роликов. Тем временем в Голливуде смеялись в предвкушении провала будущего фильма. «Великий Дисней не решился, а они не побоялись. Пустая затея!» — таков был тон заметки в «Нью-Йорк таймс». Не побоялись. Город снимали в Баку, а затем киношники перебрались в Крым, в бухту Ласпи, что в 25 км от Севастополя. Там снимали морские и подводные эпизоды. Место съемок огораживали сеткой, туда запускали рыб, устанавливали декорации. Морские звезды были из стеклоткани, водоросли из поролона. Поскольку Коренев долго находился под водой, для него в разных местах прятали акваланги: остановится, глотнет воздуха, плывет дальше. Как-то акваланг не сработал, актер чуть не погиб. Его спас чемпион страны Рэм Стукалов, находившийся рядом. Угрозой для жизни была и осветительная аппаратура. В воду, изолировав концы, опускали 10-киловаттные приборы. Риск был громадный… Много мороки было с акулой. Вначале пробовали надувную, затем деревянную с мотором, но она была больше похожа на торпеду. Местные рыбаки помогли — они привезли черноморских акул, совершенно не опасных для человека. Правда, эти акулы оказались вяловатыми. Что только с ними не делали — били, выворачивали им хвосты, запрягали, как лошадей. Одна акула так оскорбилась в результате всех этих измывательств, что рванула в море и чуть не унесла с собой всю аппаратуру. Наконец, установили: будоражит акул… воздух. В общем, работа шла, росли расходы, вместо предусмотренных сметой 400 тысяч рублей потратили миллион. Чуть не нарвались на скандал, но вовремя сделанный ролик, который стали показывать на различных творческих вечерах, пользовался таким успехом, что картину решили не закрывать. После выхода фильма на него ополчились критики, назвав его никчемным и пустым, разругав и актеров, и режиссеров. Но зритель проголосовал по-своему — в прокате 1962 года «Человек-амфибия» занял 1 место, картину посмотрели 65 миллионов 500 тысяч зрителей. С тех пор утекло 50 лет, а все попытки снять новые киноверсии «Человека-амфибии» закончились полным провалом. Что-то в той наивности было манящее и необыкновенное, как сам Ихтиандр. источник