***Вся прелесть Клеймора заключается в том, что он цепляет.*** Красивыми и, вместе с тем, не портящими общую мрачноватую атмосферу боями. Обилием героинь с огромными мечами. "Чистокровностью" фэнтези, не испорченного параллельными реальностями, где царит современность, или всевозможными пистолетами-пулеметами и т.д. Интригами и сюжетом, который развивается пусть и неторопливо, но последовательно и непредсказуемо, затягивая с каждой просмотренной серией. Своеобразно подаваемой философией, которая здесь тоже есть. В конце концов, отличной прорисовкой, преарасной музыкой и общим целостным стилем.
Для начала по поводу схожести с чем бы то ни было.
Сходство с Бличем. Поначалу тоже показалось, что Клеймор во многом списан с Блича. Герои, принадлежащие к некому объединению (Общество душ и Организация соответственно), сражаются с монстрами, имеющими немало общего с этими самыми героями (Пустые и Аранкары в Бличе, Йомы и Пробудившиеся в Клейморе) с использованием разных техник владения мечом (Занпакто в Блич, Клеймор в Клейморе). А потом какой-то черт дернул меня глянуть на даты, когда манги Блича и Клеймора вышли. Клеймор начал печататься 01.01.2002, Блич - с 05.01.2002. Называется, "как Бойль с Мариоттом", даже и поймешь, кто у кого идею сдернул - и сдернул ли? Опять же про бои и их красоту. Общая стилизация у них совершенно разная. Если бы в Клейморе было что-то вроде "цвети Сэнбонсакура" или "Реви Забимару" - это бы напрочь убило атмосферу.
Сюжет интересен своей многослойностью. Чем привлекает Клеймор в первую очередь? Правильно, миловидной героиней с огромным двуручником, кровищей и причастности к жанру "чистого" фэнтези без примесей. Человек начинает смотреть и серии к третьей-четвертой понимает, что этого уже мало. И тут очень вовремя подбрасывают флешбек про Терезу и совсем маленькую Клер, показывают самих Клеморов и Организацию с совершенно иной стороны. Дальше - больше, в десятой серии начинается охота на Пробудившегося, зрителю намного полнее, чем во второй серии, показывают обратную, темную сторону Клейморства. Наконец, выясняется, что Клейморами могли быть не только женщины, но и мужчины.
Постепенно сюжет подходит к своей кульминации - в эпизоде "Подземелье Ведьмы" начинает чувствоваться глобальность. Сверхпробудившиеся (ака Порождения Бездны), какие-то темные эксперименты Организации... Масштабная война, в которой и Клейморы и йомы с обычными пробудившимися - лишь пешки в игре, в которой как минимум четыре враждающих стороны строют планы изничожения друг друга.
С идеями и философией дела в Клейморе обстоят немного необычно. Они там есть, вот только завуалированы до такой степени, что человек, которому они не нужны, все это просто не заметит.
Или философия в аниме обязательно должна быть кричащей? Как в том же Берсерке, где герой вроде пытается рассуждать на вечные темы. Или возьмем "Мастера Муши", где вся атмосфера буквально кричит "Здесь должна быть философия!". Или Евангелион, где под чистые философские размышления выделили две последних серии. Кто-то говорит, что "5 сантиметров в секунду" пропитан философией и т.п., не знаю, вся эта философия там какая-то искусственная...
Клеймор задает немало вопросов, пытается дать на них ответы, но отнюдь не явно.
Есть у человека предел, который не стоит пересекать? Где он находится? Что будет, если этот самый предел пересечь? Казалось бы, вопросы эти в аниме относятся исключительно к Клейморам, но подразумеваются-то обычные люди. А если пересек предел, можно вернуться обратно? Вновь стать человеком? В какой-то степени, это центральный вопрос аниме и манги "Клеймор".
Можно ли Зло победить Злом? Или будет только хуже? Ну Организация попробовала уничтожить йом их же оружием... В результате нажила себе проблем еще в виде пробудившихся и сверхпробудившихся.
Вопрос "заколдованного круга". Тереза и Клер, Клер и Раки... Что наша жизнь в глобальном плане - круг, спираль или прямая линия?
Вопрос "феминизма". Женщины справляются с мужской работой чуть ли не лучше мужчин, что мы видим и в ание и, в общем-то, в реальной жизни. Просто есть определенная психологически-историческая планка, выше которой женщины "прыгают" очень редко (опять отсылка к "пределу"). И "благодаря" этой планке Клейморами руководят "мужики-сопляки" из пресловутой Организации.
Наконец, символико-цветовой вопрос. "Блондинистость" Клейморов - своего рода символ зацикленности на чем-то и почти полная отстраненность от всего остального. Меч, йома, супер техника владения клинком и желание обскакать "подружек" по рангу. Всё. Некоторых героинь в ходе сюжета из этого узкого замкнутого круга постепенно вытаскивают, хотя наиболее ярким примером является все же Клэрис, у которой цвет глаз и волос нормальный, и ее сюжет с Миатой, которую сделали "блондинкой" чуть ли не в грудном возрасте.
В целом сериал, на мой взгляд, удался.