Точную дату и место возникновения пиратства установить невозможно. Ясно одно – как только в море стали появляться купеческие корабли – тут же появлялись и пираты. Уж слишком соблазнительно и легкодоступно выглядели невооруженные суда, перевозящие несметные богатства. Большинство торговых маршрутов пролегало вблизи берегов, так как примитивные корабли не могли удаляться от берега на значительные расстояния. Поэтому первыми пиратами были, скорее всего, жители прибрежных районов, расположенных вблизи оживленных морских путей. На этих путях было несметное число тайных гаваней и бухт, в которых прятались пиратские корабли. В бухтах пираты чинили свои корабли, пополняли запасы воды и продовольствия. В таких местах сначала возникали небольшие поселки, а затем они разрастались в настоящие прибрежные города. Постепенно пиратство становилось не единственным способом существования в таких местах и эти поселения превращались в процветающие портовые и торговые города.
Первые упоминания о морских разбойниках в Древней Греции датированы VI веком до нашей эры. Хотя совершенно очевидно, что пираты существовали и раньше. В качестве базы пираты того времени использовали острова Липари. Истрия предложила эллинским пиратам использовать собственные святилища в качестве укрытий, за это пираты должны были атаковать римские суда, груженные зерном. Таким образом, пираты превращались в корсаров на службе государства. Риму пришлось организовать две карательные экспедиции по искоренению пиратов в Адриатическом море, в результате которых пиратские базы в Истрии были разрушены. Истрия того времени было настоящим пиратским государством, со своими правителем, своей армией и своими законами. 200 римских кораблей, посланных на усмирение царя пиратов Аргона на некоторое время восстановили торговлю в Средиземном море. Но тут же на смену пиратам Истрии пришли пираты Крита, которые грабили торговые корабли на протяжении 8 веков. Тут проходило несколько торговых маршрутов, поэтому в жертвах недостатка не было. Лишь во втором веке до нашей эры, когда были организованы патрули, защищавшие морские пути в восточном Средиземноморье, критские пираты перестали угрожать спокойствию купеческих караванов.
На побережье Анталии в начале нашей эры существовало государство Лиция. Его жители были свободолюбивы и всегда яростно сопротивлялись любым захватчикам. Когда Персия в 546 году до нашей эры попыталась завоевать Лицию, многие лицирийцы предпочли смерть, а не жизнь в рабстве. Такие же события развернулись и при попытке Рима присоединить Лицию ко своей империи. Множество жителей Лиции стали пиратами. Побережье, состоящее из множества маленьких бухточек, позволяло пиратам спокойно дожидаться, когда поблизости покажется тяжело груженый купеческий корабль. Лицирийцы налетали на корабль, грабили и быстро возвращались на свои базы, поэтому бороться с ними было практически невозможно. Рамзес III, Ксеркс, римляне – все они безуспешно на протяжении веков боролись с пиратами Лиции, но безуспешно. Даже в XVIII веке нашей эры в здешних водах нередко подвергались нападению английские корабли.
Другим местом, ставшим настоящим пиратским логовом, была Сицилия. Известно, что Юлий Цезарь в 78 году до нашей эры попал в плен к сицилийским пиратам и содержался в тюрьме города Пармакузы, пока за него не был выплачен выкуп в размере 1300 кг серебра. Сицилийские пираты смогли почти полностью парализовать морскую торговлю Римской империи. Только в 67 году до нашей эры Помпей Великий смог нанести поражение сицилийским пиратам и торговые маршруты стали относительно безопасными. Последним убежищем древних пиратов стала Далмация. Сложный рельеф берега был на руку пиратам и не позволял военным кораблям провести крупномасштабную операцию по их уничтожению. Лишь в 9 году нашей эры, когда Рим смог присоединить Далмацию к своей империи, пираты исчезли из этих мест.
Новым местом, где пираты стали чувствовать себя безнаказанно, стали берега Северной Европы. Норманны, превосходные мореплаватели и отважные воины, не только занимались морским разбоем, но и за короткое время завоевали большую часть североевропейского побережья. После успехов на севере норманны проникли в Средиземное море, завоевали Сицилию и дошли до Константинополя. Все попытки европейских государств покончить с набегами не увенчались успехом. Лишь с началом крестовых походов пираты примкнули к крестоносцам и на время торговцы смогли почувствовать себя в относительной безопасности. Но часть пиратов больше интересовались добычей, поэтому часть рыцарей могут быть смело причислены к морским разбойникам. На севере Европы набиравшаяся сил Ганза объявила настоящую войну пиратам. Пираты Балтики, называвшие себя витальеры, были одно время врагами Ганзы, но вскоре объединились с ней для борьбы против Дании. Лишь в XV веке с витальерами было покончено, но на их место пришли новые пираты, получившие каперские патенты в Польше, Швеции и даже России.
Помимо рыцарских орденов Мальты и Родоса в Средиземном море опасность для торговцев представляли сарацины – берберские корсары. Базы этих пиратов находились главным образом на побережье северной Африки. Братья Барбаросса, самые знаменитые берберские корсары были не только пиратами, но и добились огромных успехов в политике. Маскируя свои галеры под торговые корабли, средиземноморские корсары нападали на торговые корабли, совершали набеги на прибрежные города и бесследно скрывались с захваченной добычей и рабами. Пользуясь покровительством османского султана, эти пираты долгое время господствовали в Средиземном море, пока европейцы не заключили перемирие, согласно которому корсарам выплачивалась ежегодная дань. Соединенные Штаты были вынуждены объявить войну Алжиру, дабы избежать унизительных выплат и потерпели в этой войне поражение.
Едва только Колумб и его последователи открыли для европейцев Новый Свет, как англичане почувствовали, что Испания становится все богаче и сильнее за счет бесконечных караванов из Америки. Англия стала выдавать каперские свидетельства, так как военные операции между испанцами и англичанами постоянно чередовались перемирием. В Портсмут стал центром английских корсаров, которые называли себя « sea dogs – морские псы». Позже часть пиратов перебралась в Вест Индию, поближе к испанским сокровищам. Бродить по джунглям в поисках золота было не самым простым занятием. Намного проще оказалось подкараулить уже собранное золото и ограбить испанские торговые караваны. Так началась история золотого века пиратства.
Пирaты.
Это слово в разное время произносилось с разным чувством: с восторгом, благосклонно, с ужасом... Менялись условия жизни общества — менялось отношение к пиратству, одному из самых древних ремесел человека.
Слово «пирaт» (по-латыни pirata) происходит в свою очередь от греческого peirates, с корнем peiran («пробовать, испытывать»). Таким образом, смысл слова будет «пытающий счастья». Этимология свидетельствует, насколько зыбкой была с самого начала граница между профессиями мореплавателя и пирaта.
Это слово вошло в обиход примерно в IV–III веках до н.э., а до того применялось понятие «лэйстэс», известное еще Гомеру, и тесно связанное с такими материями, как грабеж, убийство, добыча.
Пирaт — морской разбойник вообще, любой национальности, во всякое время грабивший любые корабли по собственному желанию. Пирaт является персоной вне закона. Все нации преследуют его, и он нападает на всех. Во времена мира многие флибустьeры фактичесски становились простыми пиратами, но все же продолжали следовать выданым им комиссиям. Некоторые становились плантаторами или фермерами в ожидании ближайшей войны. На радость флибустьерам, войны шли одна за другой почти без перерыва весь XVII век.
Флибустьeр — морской разбойник XVII века, грабивший, главным образом, испанские корабли и колонии в Америке. Слово произошло от голландского «vrijbuiter» — «свободный захватчик трофеев», так как первыми поселенцами на Сан-Доминго (после испанцев) были именно выходцы из Нидерландов. По-французски это слово звучит, как «flibustier». И как бы англичане не старались притянуть происхождение этого слова к своему «freebooter», они не имеют к нему никакого отношения, разве что обычную фонетическую схожесть.
Флибустьeр был всегда снабжен особой разрешительной бумагой от правительства колоний той страны, за которые он воевал. Она называлась «комиссиeй» (commission), а не каперским патентом. Отсутствие кoмиссии делало флибустьера обыкновенным пиратом, поэтому флибустьeры всегда стремились ее раздобыть. Она давалась только во время войны одной страны против другой, и, в отличие от каперского патента, в ней досканально прописывалось на какие корабли и колонии имеет право нападать ее обладатель и в каком порту сбывать свои трофеи. То есть, комиссию можно рассматривать разовым разрешением на разбой с весьма жесткими условиями, поэтому получить комиссию было значительно проще каперского патента. Губернаторы многих маленьких островов Вест-Индии, чьи колонии существовали практически безо всякой помощи от их метрополий, с удовольствием за деньги выдавали такие бумаги любому капитану.
Таким образом, флибустьeр является наемником, однако, в отличие от последнего, ему не платили. Его платой был лишь тот трофей вражеской нации, который он добывал сам, и который должен был реализовать в том месте, где получил комиссию. Он выплачивал долю губернатору дружеской нации, которая за это позволяла ему официально пользоваться убежищем во всех портах всех своих колоний. Часто капитаны флибустьеров имели несколько комиссий от разных наций, что позволяло им самим выбирать на кого в данный момент нападать, что, однако, никогда не рассматривалось как пиратство.
Букaньер (от фр.— boucanier) — это не профессиональный моряк, а охотник на диких коров и свиней. Если буканьеров часто путают с пиратами, то это лишь потому, что англичане всех флибустьеров называли buccaneer («буканирами» — см. ниже). Англичане захватили Ямайку на полвека позже того, как появилось это французское слово, поэтому мало понимали его смысл, да и выговорить толком не могли. Буканьeры же получили свое название от слова «букан» - решетки из сырого зеленого дерева, на которой они коптили мясо, долго не портившимся в условиях тропиков (мясо, приготовленное таким манером также часто называли «букан»). А в шкурах животных они выпаривали на солнце морскую воду и таким способом добывали соль.
Голландские, французские и английские суда часто заходили в заливы, на берегах которых жили буканьeры, чтобы выменять их букан и шкуры на ружья, порох и ром. Поскольку Сан-Доминго, где проживали буканьeры, был испанским островом, то хозяева не собирались мириться с несанкционированными поселенцами, и часто нападали на них. Однако, в отличие от местных индейцев араваков, которых испанцы полностью истребили за сто лет до этого с помощью ружей и собак, буканьeры были куда более грозными бойцами. Ими была выведена особоя порода больших охотничьих собак, которая могла загрызть несколько испанских, а их ружья имели такой большой калибр, что могли одним выстрелом остановить бегущего быка. К тому же буканьeры были людьми вольными и смелыми, всегда отвечавшими нападением за нападение, и не только на суше. Вооруженные коротким ружьем (4 фута), короткой шпагой, двумя или более пистолетами, мачете и ножем для разделки дичи, они на утлых лодках и пирогах бесстрашно нападали на испанские корабли и поселения.
Свои особенные модели ружей большого калибра буканьeры заказывали себе во Франции. Управлялись они с ними весьма ловко, быстро перезаряжая и производя по три выстерла, в то время, как солдат колониальной армии делал только один. Порох у буканьеров также был особенный. Его делали на заказ только во французском Шербуре, где для этого были построены специальные фабрики. Этот порох так и назывался «poudre de boucanier». Буканьeры хранили его во флягах, сделанных из тыкв, или в трубках из бамбука, залепленных с обоих концов воском. Если в такую тыкву вставить фитиль, то получалась примитивная фугасная граната.
Флибустьeры очень много переняли у буканьеров. Так, во время нападения на испанкие суда они залезали на ванты и метким огнем убивали всех артиллеристов на палубе, потом забрасывали ее гранатами и брали на абордаж.
Букaнир (от англ.— buccaneer) — это английский флибустьeр. Поскольку англичанам было трудно выговорить «флибустьeр», они предпочли ему слово «букaнир» — buccaneer, мало разбираясь, что на самом деле подразумевается под этим словом.
Корсaр - слово появилось в начале XIV века от итальянского «корса» и французского «ла корса». В отличие от флибустьера, корсaр всегда сражался только за свою страну, или, по крайней мере, только за одну страну, не жил и не оперировал вне своей страны, всегда ограничивался действиями только на море, и никогда не проводил операций на суше. Он, скорее, близок к патриоту, движимый кроме жажды наживы еще и желанием помочь своей стране. Во время мира корсaр мог быть простым богатым судовладельцем, но во время войны на собственные деньги вооружал корабль, и предлагал свои услуги государству, получая необходимые документы. К слову, такие правила были и на суше, где любой аристократ мог на собственные деньги набрать полк или роту и стать ее командиром. В Европе слово «корсaр» было практически интернациональным: корсaр (фр.), корсаро (ит.), корсарио (исп.), корсари (португ.).
Кaпер — частное лицо, получившее от государства лицензию на захват и уничтожение судов неприятельских и нейтральных стран в обмен на обещание делиться с нанимателем. Такая лицензия называлась Letter of Marque — Патент на каперство. Слово «кaпер» довольно древнее, вошло в употребление на средиземноморье примерно еще с 800 года до н.э. От корсара кaпер отличался тем, что мог выступать вовсе не на стороне своего государства, а на стороне того, патент которого сумел раздобыть.
Привaтир (от англ.— privateer) — это просто английское название капера. В средневековье употреблялись оба термина. Слово «привaтир» не столь древнее, его первое задокументированное употребление относится к 1664 году. Иногда термином «привaтир» хотели подчеркнуть английскую национальность капера, хотя это не всегда соблюдалось, например, широко известные «приватиры Дюнкерка» были голландской национальности, а выступали на стороне Испании. Просто основной их целью были именно английские купеческие суда, поэтому англичане их называли приватирами, а не каперами.
Печелинг или флекселинг — так в Европе и Новом Свете называли голландских каперов. Название пошло от основного порта их базирования — Флиссинген (позже его сменил Дюнкерк). Термин этот появился где-то с середины 1570-х годов, когда опытные и выносливые голландские моряки, которые называли себя «морскими плутами», начали завоевыватьбольшую славу по всему миру, а крошечная Голландия стала одной из лидирующих морских стран.
Кроме перечисленных выше терминов, появившихся в довольно позднее время, существовали и более древние названия пиратов. Одно из них — тжекеры, обозначавшее ближневосточных пиратов в XV–XI веках до нашей эры. Мне встречалось несколько различныйх латинских написаний тжекеров: Tjeker, Thekel, Djakaray, Zakkar, Zalkkar, Zakkaray. В 1186 году до н.э. они фактически завоевали весь Египет и вели обширный морской разбой вдоль палестинского побережья в течение нескольких столетий. Нынешняя историография полагает, что тжекеры вышли из Киликии, будущей родины грозных киликийский пиратов.
Тжекеры довольно подробно описаны в папирусе Венамона. Позднее, (где-то до 1000 года до н.э) тжекеры осели в Палестине, в городах Дор и Тел Зарор (недалеко от нынешнего города Хайфа). Поскольку в еврейских документах они не упоминаются, их, скорее всего, поглотили более многочисленные филистимляне.
Примерно в V веке до нашей эры на Средиземноморье в обиход вошло еще одно название пиратов — долопийцы (Dolopians). На сей раз это древнегреческие пирaты, основным районом их действий было Эгейское море. Возможно, первоначально проживавшие в северной и центральной части Греции, они поселились на острове Скирос и жили за счет пиратства. Незадолго до 476 года до н.э. группа купцов из северной Греции обвинила долопийцев в том, что те продали их в рабство после разграбления принадлежавшего им корабля с товарами. Купцам удалось бежать, и они выиграли судебный процесс в Дельфах против скирийцев. Когда скирийцы отказались вернуть их собственность, купцы обратились за помощью к Симону, командующему афинским флотом. В 476 году до н.э. военно-морские силы Симона захватили Скирос, изгнали с острова или продали в рабство долопийцев и создали там афинскую колонию.
Пираты делят добычу. Из кого же комплектовались ряды пиратов? По своему составу они не были однородны. Разные причины побуждали людей к объединению в преступное сообщество. Здесь были и искатели приключений; и мстители, поставленные «вне закона»; путешественники и исследователи, внесшие значительный вклад в дело изучения Земли в эпоху Великих географических открытий; бандиты, объявившие войну всему живому; и дельцы, считавшие грабеж обычной работой, которая при наличии определенного риска давала солидный доход.
Часто пирaты находили поддержку у государства, которое во время войн прибегало к их помощи, легализуя положение морских разбойников и, превращая пиратов в каперов, то есть официально разрешая им вести боевые действия против неприятеля, оставляя себе часть добычи.
Чаще всего пирaты действовали неподалеку от берега или среди мелких островов: так проще незаметно подобраться ближе к жертве и проще уйти от погони, в случае какой-нибудь неудачи.
Сегодня нам, избалованным успехами цивилизации и достижениями науки и техники, трудно даже представить себе, как неизмеримо велики были расстояния в век отсутствия радио, телевидения и спутниковой связи, какими далекими казались части света в представлении людей того времени. Корабль уходил из гавани, и связь с ним на много лет прерывалась. Что с ним сталось? Страны разделялись страшнейшими перегородками конкуренции, войн и вражды. Моряк исчезал из страны на несколько десятков лет и поневоле становился бездомным. Возвратившись на родину, он уже не находил никого — родные умерли, друзья забыли, его никто не ждал и никому он не был нужен. Воистину смелы были те люди, рисковавшие собой, пускаясь в неизвестность на хрупких ненадежных (по современным меркам) суденышках!