Вторник, 07 Янв 2025, 3:41 AM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
[ Ленточный вариант форума · Чат · Участники · ТОП · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Necro  
Добро и зло в романе "Зло"
Книгочтец Дата: Понедельник, 16 Апр 2012, 1:42 AM | Сообщение # 1
Кнехт
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
Рецензия на роман "Зло"



Прежде чем начать так сказать «анализ», я хотел бы сделать несколько замечаний. Во-первых, хоть я и филолог, но меня больше интересовала содержательная часть романа, нежели его литературные достоинства. Поэтому в данной «рецензии» или «анализе» - называйте как хотите – я не собираюсь подвергать критике или осмыслению «филологическую» часть романа: прием параллельного действия, прием криптограммы (скрытого зашифрованного подтекста), прием жанрового смешения (фэнтэзи, историческая легенда, богословская притча и научная фантастика) и прочее. Все это, как и то, что автор (Каптарь Д.Л.) человек начитанный и знающий досконально не только Библию, но и современную литературу фэнтази, научной фантастики – для меня очевидно.


Первое, что бросилось мне в глаза при чтении уже вступления– это эпиграфы «Зло, а не добро есть основа бытия» и «Быть может, человек, выбравший зло, в чем-то лучше человека доброго, но доброго не по своему выбору?». Вероятнее всего автор хотел здесь сказать, что добро для человека всегда вынужденно, а зло естественно. С первых же страниц перед нами – пересказ Апокалипсиса в терминах обыкновенного сражения. Люцифер собирает совет уцелевших демонов и спускается на землю. Там владыка ада показывает им земное настоящее и человека, который избран им для важной задачи - он должен вернуться назад по оси времени, чтобы убить Иисуса.



Миф, придуманный автором можно кратко изложить так (и пусть Господь меня простит за то, что такое вообще приходиться излагать):



Когда-то, когда материи еще не было, существовало только два начала – Бог (активное, Добро) и Тьма (символ Хаоса, пассивное зло). Тьма была сильнее Бога, но не могла творить. Бог в борьбе с наступлением на Него Тьмы раскололся на три части. Одна из них была абсолютной жестокостью и целесообразностью (Бог-Отец), другая наделена абсолютной святостью (Бог-Сын, Слово, Логос), а третья наделена способностью связи жестокости и святости (Бог Св. Дух). И так сам Бог сумел воссоединиться заново в Троицу, создав три амулета (в которые вошла сила Трех). Потом Бог сотворил ангелов, но Люцифера сотворила Тьма, которая проникла в первый амулет (Бог этого не заметил, пока Люцифер не взбунтовался). Началась война между Богом и Люцифером, которая вовлекла и человечество в конфликт. Бог Св. Дух сошел и Христос воплотился от Девы Марии, но и Люцифер обманув Марию вступает с ней в связь рождая потомков Тьмы. Люцифер крадет амулет связи Бога и Тьмы. (амулет Св. Духа, который видимо был на Марии) и впоследствии передает его последнему потомку проклятых – Лотосу. Лотос – это воплощение абсолютной жестокости и целесообразности, родственник Бога-Отца (ибо эта ипостась носит в себе следы Тьмы), он однако является противником добра и света, а следовательно и Бога. Его обманывает Люцифер и Лотос идет в прошлое, чтобы убить Христа. Но Митридат, повесившийся на дереве был воскрешен Богом и послан на Землю, чтобы убить Лотоса со словами «теперь я знаю, что такое целесообразное убийство). Страшный Суд – Лотосу передают амулет, но он предает сатану из гордости (узнав, что его обманули). Троица позволят Лотосу раскаяться и отправляет его спать в младший мир на Рокк, стирая ему память. Туда же Троица передает и другие два амулета, которые попадают к воскрешенному Митридату – Тэфу (тоже лишенному памяти) и Фэту. Фэту достается амулет жестокости (Бог Отец), а Тэфу (святости, Бог Сын). Сам автор только намекает на это (иначе пришлось бы допустить, что амулет святости у Фэта, но Фэт гораздо меньше похож на святого как и его амулет – см. выше), так что здесь моя интерпретация может вам и не понравиться. Фэт спит в гробу и его пробуждает Тэф в начале новой эпохи. Они объединяют свои амулеты и передают их властителю Юга, жестокому и разумному правителю рас Рокка Ярополку. Лотос получает имя Черногор и пробуждается позже - его пробуждает сверженный в озеро огненное Люцифер. Черногор не помнит прошлого, не помнит, что его послали сюда для искупления. Постепенно Черногор становится Лотосом. Тем временем Тэф впадает в неверие Богу и убивает Ярополка за его жестокость (но которая объективно служила Богу.) Так абсолютная святость в руках человека по мысли автора обращается против Бога. Тэф восстает против Бога как Иов во имя справедливости и правды, он не хочет участвовать в играх Бога и Тьмы, он хочет абсолютной правды так же, как Иван Карамазов или Лев Толстой. Это – человеческая справедливость, наивный гуманизм. Автор показывает нам, что с помощью этого гуманизма Черногор получает власть на Богом-Троицей и обретает все три амулета отрекаясь от него. Суть мысли автора – зло правит миром и всегда право. Чтобы добиться добра приходиться прибегать к злу, более того Тьма (зло)– первородный чистый принцип, а Бог (добро) всего лишь подчиненный. В мире земном и Рокка добро нежизнеспособно и выживает сильнейший (автор смакует рассказы о фашистском режиме Гиблоземья и имперской теократии Ярополка Южного). Так что у Тэфа есть только один выбор – признать, что зло проникло и в Бога и стать на сторону Черногора, чтобы победить его и убить (то есть признать предательство Фэта) или же отвергнуть помощь Бога и принять бунт во имя чистого Добра, убив Ярополка. Но в эти условия его поставил сам автор. Тэф выбирает второе и только после этого обретает память, понимая что обманут. Так добро всегда является игрушкой зла.
Архетипами мифа я называю стойкие духовные символы персонажей и образов, вокруг которых строиться повествование. В мифе автора есть несколько основных архетипов. Главным и наиболее всеобъемлющим является архетип Лотоса.



Лотос-Чернобог , как я уже говорил – это беспринципный, жестокий, умный и хитрый олицетворяющий Тьму и манипуляцию правитель. Его двигатель – гордыня и одиночество. Он образ и подобие Тьмы. Его прообразом является сам Люцифер, который всего лишь слуга Чернобога, а также Гриффарт, предавший свою родину. Близкок к Чернобогу и Ярополк с его жаждой власти и Фэт с его жестокостью и беспринципностью. Все это – разные лики Чернобога, абсолютного зла по мысли автора.



Противоположный архетип представляет собой Митридат-Тэф. Это образ абстрактного гуманиста, которого постоянно обманывают, человека, который привык опираться на отсутствующее в мире Добро, «профана» по гностическим меркам. Его использует Лотос и он вешается, затем его использует Бог. И даже «прозрев» и бросив нож в Ярополка Митридат не добьется победы Добра, ведь оно с самого начала по мысли автора – обречено. Добро всего лишь иллюзия. Схожим с Митридатом является Пересвет, отчасти Витовт, которые все же стремятся прививать людям добро, хотя и с жестокостью. Они верят в целесообразность, но стремятся к справедливости.



читать сам роман можно здесь:

http://zhurnal.lib.ru/k/koptarx_d_l/zlo.shtml

оригинал рецензии здесь
http://www.contrtv.ru/common/2405/
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: