Аннотация "Мы стоим на пороге Мира Изобилия и должны быть готовы принять решение, как к этому миру относиться. Все мы вместе и каждый из нас в отдельности..." - так пишет Борис Стругацкий о повести "Хищные вещи века", которая когда-то казалась ироничной и абсолютно фантастической, а теперь, в наши дни, оказалась пророческой - и едва ли не реалистической!..
Начну с того, что я очень удивился (причем, не по-хорошему) увидев, что на форуме нет ни одной темы, посвященной хотя бы одной из самых известных книг великих мэтров как отечественной, так и мировой фантастики - братьев Стругацких. Решив немедленно исправить положение, я занялся этим весьма ответственным и важным для меня делом);) Темы прочих книг, и, конечно же, самых известных и шедевральных (имеются в виду "Пикник на обочине", "Отель у погибшего альпиниста", "Трудно быть Богом", "Град обреченный") я выложу потом, а пока же предлагаю вашему вниманию тему, посвященную не одной из их самых удачных, но все же весьма неплохой книге "Хищные вещи века".
Прочёл ее относительно недавно, где-то несколько дней назад и должен сказать следующее. "ХВВ" - это, повторюсь, не одна из лучших их книг, но все же очень хорошая, качественная и увлекательная философско-социально-психологическая фантастика. Конечно же, как и почти что всегда у Стругацких - очень философично, наталкивает на размышления...всем поклонникам мэтров рекомендую прочесть обязательно, ну а также советую тем, кто не прочь прочесть весьма славную и умную фантастическую книжку. Надеюсь, однако ж, что кто-то уже ее читал, так что жду ваших мнений и впечатлений по поводу сего произведения);)
Жизнь - болезнь материи, мышление - болезнь жизни. (с)
А если б не было в нашей жизни горя, то лучше б не было, хуже было бы. Потому что тогда и... счастья бы тоже не было, и не было бы надежды. Вот. (с)
Учитывая, что первая публикация увидела свет в далеком 1965, можно сказать, что кто то ее наверное уже читал...
Quote (Отшельник)
так что жду ваших мнений и впечатлений по поводу сего произведения
Читал я сие произведение в период моего бурного детства и не менее бурной юности, посему впечатления на теперешний момент несколько сгладились, спасает лишь то, что читал не единожды, отчего суть, несмотря на прошедшие годы, помню. Однако, что касаемо размышлений, тут я в раздумьях... Ну да, есть чувство того, что мэтры в данной книге (как и в многих других) изрядно напророчили, наличествует некий урок тогдашним современникам и... и все, дальше память услужливо замолкает. Посему, будет интересно услышать от вас, уважаемый Отшельник, какие размышления посетили вашу, несомненно светлую, голову. Может и я что то вспомню, а возможно открою Стругацких с новой для себя стороны. Благодарю алфавит за любезно предоставленные буквы.
Из всех книг братьев всегда выделяла эту. Она моя любимая, она для меня пример. В Вещах есть то, что не было характерно фантастике раньше и не особо чувствуется в жанре сейчас, - это ощущение потерянного поколения. Очень сложная тема, потому что описать положение вещей - это одно, а вот передать безвыходность ситуации - совсем другое. Помнится, вспоминали там как раз пишущего в одиночестве Хемингуэя. Главный герой Жилин, если мне не изменяет память, встречался в более ранних произведениях, романтически посвящённых покорению Солнечной системы. И поэтому заслужил представления Человека с большой буквы, истинного героя. Но в повести о Вещах Стругацкие умудрились если не разложить его сущность, то хотя бы сбить её с первоначального пути, натолкнуть читателя на неприятное внутри себя. Сколь бы ни были фантастическими события произведения для современников, брались они из жизни. Всё это было, может, в другом виде, по-другому оформлено, но было всегда. Изобилие сопровождается разложением, а разложение - фрустрацией каждого субъекта, хоть героя, хоть подлеца.
Отшельник, какие принципы шедевральности у Вас и почему Вы не упомянули ту же Радугу?
Учитывая, что первая публикация увидела свет в далеком 1965, можно сказать, что кто то ее наверное уже читал... ;)
Вы, безусловно, великолепно саркастируете, но дело в том, что Стругацких зачастую запрещали, да и версия сей книги была еще не готовая и не исправленная, чего не скажешь о сегодняшней. Ну и стоит сказать, что на этом форуме обитает большей частью поколение молодое, так что считаю ваше заявление даже несколько бессмысленным);)
Quote (Агасфер)
а возможно открою Стругацких с новой для себя стороны.
Ну, как бы это ни было прискорбно - на вряд ли. Хотя зависит от того, с какой стороны, а также насколько открыты Стругацкие для вас на данный момет);)
Quote (Агасфер)
Посему, будет интересно услышать от вас, уважаемый Отшельник, какие размышления посетили вашу, несомненно светлую, голову.
Спасибо за комплимент насчет головы);) Ну а размышления меня посетили вполне себе обыкновенные и даже, как мне кажется, абсолютно логичные - я размышлял о том, каковая вероятность появления подобного общества в будущем, насколько это будет страшно, опасно и отвратительно, как с этим (и возможно ли это будет вообще) можно будет бороться, доживу ли я до сиих печальных дней (ну, естессно, не доживу, хотя если мой род не прекратится - на что я очень надеюсь - то потомки доживут однозначно), и что будут делать мои потомки при виде таких ужасов...остановился на том, что, как говорил сам БН, сей мир - не так уж и антиутопичен и если человек действительно захочет, то он будет заниматься, скажем, нравственным самосовершенствованием, но никак не абсолютным саморазрушением (как души, так и тела), ведь возможности и желания в этом мире не ограничены, как бы жалок и гадок (в особенности - на первый взгляд) он не был. Но с другой стороны, лично мне кажется, что даже само присутствие, и, следовательно, влияние может весьма пагубно отразится на (даже!) человеке, который это презирает и этим не занимается...в общем, если учитывать тот факт, что моим глазам (к счастью!) сиих ужасов не суждено увидеть, мне остается лишь верить и надеяться на то, что - либо общество не дойдет до такого ужасного состояния (хотя рано или поздно это случится все равно - мир обречен на столь мрачное будущее), либо люди, еще не потерявшие рассудок, а также духовных ценностей и потребностей (и в частности - конечно, мои потомки) смогут как-то - и, конечно, надеюсь, что наиправильнейшим образом, а не так, как хотели явно ограниченные Оскар с Мариной (так странно звали того начальника шпионско - если, конечно, не ошибаюсь - антитерростической и явно слишком грубой, суровой и даже тупой организации?) этому ужасу противостоять, бороться, и (свято верю!) победить в нелегкой схватке с этим ужасающим и поистине страшным противником...ну а иначе человечество ждет абсолютно полное и безнадежное саморазрушение, и, следовательно, самоуничтожение, но не будем, как говорится, о слишком уж грустном...;) Жизнь - болезнь материи, мышление - болезнь жизни. (с)
А если б не было в нашей жизни горя, то лучше б не было, хуже было бы. Потому что тогда и... счастья бы тоже не было, и не было бы надежды. Вот. (с)
Принципы вполне себе обыкновенные - в них входят как принципы объективные, так и субъективные. Начну, пожалуй, с объективных. А именно: оригинальность и общая качественность сюжета, проработка, яркость и самобытность персонажей, наличие смысла, желательно философского (и не только) подтекста, общий стиль повествования, интересность описываемого мира. Ну, а теперь субъективные: сила потрясности, сила восприятия, сила воздействия произведения на читающего (словом - сила впечатляющести), а также увлекательность и, в идеале, - захватывающесть. Вот, собственно (если, конечно, не пропустил что-то - но надеюсь, что нет, в крайнем же случае потом дополню) и всё. А у вас они какие, если не секрет? А то просто чистое, незамутненное ничем любопытство терзает
Quote (Troika)
и почему Вы не упомянули ту же Радугу?
Почему - ту же?)) Ну а если серьезно, то я признаюсь к своему стыду, что (конечно же - пока) не читал сего произведения. Но раз вы так настаиваете, то считайте, что я поверил вам на слово. Ну а проверю сие дело на собственном опыте я в ближайшем же будущем (если, конечно, удачно сложатся все обстоятельства - а насчет этого, как не прискорбно, имеются сомнения). Жизнь - болезнь материи, мышление - болезнь жизни. (с)
А если б не было в нашей жизни горя, то лучше б не было, хуже было бы. Потому что тогда и... счастья бы тоже не было, и не было бы надежды. Вот. (с)
Их как раз нет ) Дело в том, что для меня братья Стругацкие в литературе как для некоторых Хичкок в кино: он вроде бы является эдаким отцом жанров, родоначальником штампов и шаблонов, разработчиком ключевых сцен... но при всём при этом, за какую бы идею он ни хватался, что бы ни пытался изобразить, какие бы чувства ни передавал, всё равно верен своему стилю. В сценах с человеком, по полю убегающим от самолёта, и двоими мужчинами, играющими в теннис, узнаваемость одинаковая. Есть какое-то непередаваемое ощущение Хичкока в каждом кадре. С писателями то же самое. Если кто-то читал вступления к серии "Миры Братьев Стругацких", в которых некоторые личности делятся своими дорогами к книгам братьев, то смог наверняка заметить, что в основном любимым произведением становится то, которое попалось в жизни первым. Кому-то нравится давящий на совесть Малыш, кому-то сюрреалистическая "ни о чём" Улитка, кто-то выбирает лёгкий Понедельник, кто-то ничего из Хромой судьбы кроме Лебедей не читал, но их любит до одури. Все разные. Вот уж где работает поговорка про мнения у людей. Лично про себя могу заметить, что упомянутый выше Вами Отель мои чувства совершенно не зацепил. А вот, оказывается, шедевр )
М-м-м, какое интересное мнение - даже, признаться, не ожидал такого. Уважаю ваши взгляды, но не могу, однако, с ними несколько не поспорить...Насчет Хичкока – он все-таки действительно общепризнанный классик своего жанра, классик фильмов ужасов. И он действительно был родоначальником всего и вся (ну, или почти) в оном. Недаром же он британец)) Что же касается Стругацких, то, при всем моем великом и безмерном к ним уважении и горячей любви, нельзя не сказать, что, как и любые советско-российские творческие личности (в особенности это проявлялось – и продолжает проявляться в усиленной мере сейчас – конечно же, в литературе, музыке и кино), они не смогли избежать определенного влияния Запада (ну и Великобритании тоже, ведь расцвет фантастической литературы произошел и там, помимо Запада, тоже) на свои произведения, свое творчество. Некоторые их творения были даже откровенно вторичны – вот, к примеру, те же ХВВ, столь вами горячо обожаемые. Насчет серии «Миры Братьев Стругацких» - встречал, должен сказать, как-то на прилавках, но т.к. мне абсолютно не понравилось визуальное оформление, я не стал её покупать/коллекционировать. Вообще, раньше собирал их произведения, посредством покупки их книг из серии «Отцы-Основатели», но потом, как истинный поклонник, перешел на более серьезное и конкретное (именно и как раз Стругацким посвященное) издание – «Аркадий и Борис Стругацкие. Собрание сочинений в одиннадцати томах». А вы, видимо, предпочли МБС собирать? Или, даже, вероятно, уже собрали?) Насчет личностей – а вот это интересно, хотя бы ради этого стоит купить хоть одну книжку серии. Кстати, не подскажете, в которой именно они находятся или же во всех? А то не хотелось бы тратить деньги на все книги серии, и, в конце концов, может быть эти вступления есть где-нибудь в интернетах, не в курсе? Ведь тогда их можно было бы просто распечатать – и делов-то);). А теперь непосредственно касаясь мнения того, что, дескать, в основном любимым произведениям является то, что попало в жизни первым. Не буду спорить – быть может, с большинством именно так и произошло, хоть мне и непонятно почему. Но в моем случае, как мне кажется, это не имеет место быть. Ибо, во-первых, у меня нет самого любимого произведения у них – и Пикник, и Град, и Отель и Бог с Лебедями у меня примерно одинаково любимы (хотя, пожалуй, самые любимые – это все же Отель, Бог и Град, но самого-самого любимого все же нет – каждое произведение из сиих перечисленных нравится одинаково сильно по-своему). А во-вторых, дело тут, по-моему, совсем не в этом – по крайней мере, в, повторюсь, моем случае. Вот, к примеру, Пикник я читал одним из первых у них (если не первым), и он в целом произвел на меня положительное впечатление, хотя так, что бы потряс и зацепил основательно – что-то не помню такого. Отель я прочел позднее, и он меня очень впечатлил, более того – даже, можно сказать, потряс и зацепил за живое (думаю, на всю жизнь). Бог был еще позже, и хоть его я не читал, а слушал в качестве аудио-книги, но впечатлил он меня не менее (а может – и более, ведь как бы ни было прекрасно обыкновенное чтение, а вариант аудио-книги тоже имеет множество своих прелестей) сильно, более того – даже, помнится, потряс, ошарашил – вся вина главным образом в чудовищно драматическом и отнюдь не хэпии-эндном финале, печальность и мрачность которого, мне, помнится, было весьма трудно пережить и принять. А Град так вообще прочитал довольно поздно (особенно относительно Пикника), но помню абсолютно точно – он меня, почему-то, очень увлек. И хоть я практически мало что понял, но зато понаслаждался всласть на редкость увлекательным и занимательным (а также, надо признать, - поистине необыкновенным) чтивом, ну а понимание, я знаю, придет постепенно, к второму-третьему-четвертому и так далее, прочтению. А потом я занялся чтением «Отягощенных Злом, или 40 лет спустя», но, хоть читать было и интересно, произведение меня не зацепило и не тронуло. Ну и, наконец, совсем относительно недавно прочитав ХВВ, я не испытывал ни восторга, ни потрясения, ни захватывания, но читать все же было любопытно и, к тому же, на размышления натолкнуло, хотя, конечно, ни о каком западании в душу и «особой симпатичности» и речи быть не может. Ну, в общем, думаю, вы поняли, что и как, и в чем соль да сахар)) Извините, если утомил столь длинным текстом-перечислением, - увлекся!) Да и хотелось просто все подробнейшим образом расписать, чтобы уж, как говорится – наверняка!..) Но, однако, это еще не совсем конец));) Насчет Отеля - а вот Отель шедевр объективно. Как оказалось, есть люди, которые, к моему чудовищному непониманию и какому-то странному недоразумению, совсем не прониклись сиим прекрасным произведением, более того – он, видите ли, (почему-то!?..) не затронул их чувств. Или может вы просто не любите детективы?..Но ведь Отель – это далеко не просто детектив, это абсолютно гениальный и очень многослойный фантастический социально-психологический детектив. Так или иначе, а не только я, но и подавляющее большинство придерживается мнения о том, что Отель – шедевр. Объективно и бесспорно – что бы там ни говорили господа (и, вернее, видимо, госпожи) «незацепившиеся». А вот насчет общеизвестной истины про поговорку, гласящую про мнения людей не могу не согласиться, ибо сам ее люблю, придерживаюсь и частенько пускаю в ход. Но, однако, есть такие случаи, когда дело вкуса так странно, что как ни силься и не пытайся – не поймешь…хотя, быть может, ваши разъяснения – если вы, конечно, соизволите ими с моей скромной персоной поделится – прольют свет на сей, пока что, к сожалению, наполненный кромешным мраком вопрос…За сим откланяюсь. Ваш многословный (и за что приношу – если вдруг не угодил/надоел/утомил – свои сердечные извинения) собеседник и товарищ по форуму – Отшельник));) П.С. И ещё – не совсем улавливаю связь между стилем кинорежиссеров/писателей и вступлениями, и делами вкуса…м-м? – не просветите случаем??);) Был бы весьма признателен… Жизнь - болезнь материи, мышление - болезнь жизни. (с)
А если б не было в нашей жизни горя, то лучше б не было, хуже было бы. Потому что тогда и... счастья бы тоже не было, и не было бы надежды. Вот. (с)
Ах да, и еще!..Не могу не позволить себе наглость написать следующие комментарии:
Quote (Troika)
кому-то сюрреалистическая "ни о чём" Улитка
Сюрреалистическая? Ну, не знаю - это уже зависит от представления данного человека о данном явлении. На мой взгляд, сюрреализма там настоящего нет, ну, разве что, какое-то его подобие, и то, что-то сомневаюсь...
"Ни о чём"? Ну уж нет, Улитка не просто не "ни о чём" - она о многом. Кстати, сами братья считают сие произведение самым свои совершенным и любимым - вот уж чего-чего, а ентого я понять что-то никак не могу Оо))))
Quote (Troika)
лёгкий Понедельник,
Я бы не сказал, что он легкий. Фильм - да, а вот сама книга...хотя относительно прочих творений братьев - возможно, но и не иначе. А вот что у них по-настоящему легкое, даже самое легкое - дык это "Экспедиция в Преисподнюю". Такое хоть и качественно сделанное, хоть даже и с моралью, с драматизмом, но все же "приключалово". Всяческие подтексты, и непосредственно философичность там если и имеется, то в очень мизерных и практически невидимых дозах, а ведь Стругацкие всегда отличались своим исключительным умением создавать именно философскую фантастику с кучей различнейших и интереснейших подтекстов) Впрочем, хотя бы одна такая книга должна быть - это факт бесспорный на мой взгляд, да и, надо сказать, что создали ее не совсем братья, а С.Ярославцев — девяносто процентов А.Стругацкого и десять процентов А. и Б., вместе взятых. Вот так вот необычно, ога))
Quote (Troika)
кто-то ничего из Хромой судьбы кроме Лебедей
Лебедей-то я читал, а что за Хромая судьба - не подскажете? Слышал, но точно не знаю - то ли роман-предисловие али послесловие к Лебедям, то ли некий сборник определенных творений братьев...в общем, прошу просветить!
П.С. А вот теперь уж точно - всё! И еще раз прошу прощения за многословность - извините глубочайше, если что, но ничего не могу с собой поделать)));)
Жизнь - болезнь материи, мышление - болезнь жизни. (с)
А если б не было в нашей жизни горя, то лучше б не было, хуже было бы. Потому что тогда и... счастья бы тоже не было, и не было бы надежды. Вот. (с)
ОФФТОП: Господин Агасфер, а почему вы так и не удостоили меня своим ответом? Обидно, знаете ли, как-то - я ведь вам ответил, да причем не абы как, а подробнейшим образом... Жизнь - болезнь материи, мышление - болезнь жизни. (с)
А если б не было в нашей жизни горя, то лучше б не было, хуже было бы. Потому что тогда и... счастья бы тоже не было, и не было бы надежды. Вот. (с)
Отшельник, не знаю, как насчет отдельных тем - а рецензии были... по крайней мере на ХВВ точно - сам писал)))))))) за тя, за мя - и за фиг с имя! если фортуна повернулась к тебе задом - нагни ее и уестестви (с) nastycatinbox
Что же касается Стругацких, то, при всем моем великом и безмерном к ним уважении и горячей любви, нельзя не сказать, что, как и любые советско-российские творческие личности (в особенности это проявлялось – и продолжает проявляться в усиленной мере сейчас – конечно же, в литературе, музыке и кино), они не смогли избежать определенного влияния Запада (ну и Великобритании тоже, ведь расцвет фантастической литературы произошел и там, помимо Запада, тоже) на свои произведения, свое творчество. Некоторые их творения были даже откровенно вторичны – вот, к примеру, те же ХВВ, столь вами горячо обожаемые.
Даже больше: ни один человек в мире не способен придумать что-то абсолютно новое. Всё зависит от оформления мыслей.
Quote (Отшельник)
А вы, видимо, предпочли МБС собирать? Или, даже, вероятно, уже собрали?)
Да, собрала полностью в детстве. Но после "друзья" часть серии растеряли. А больше мне тогда не из чего было собирать - просто ничего более полного не издавалось.
Quote (Отшельник)
Кстати, не подскажете, в которой именно они находятся или же во всех?
Я точно не помню. Во многих. В первых книгах серии, наверное, предисловие было обязательным. Может, я путаю с продолжениями, своеобразным фан-фикшеном, что издавались дополнительно в серии, дай Бог памяти, тремя томами.
Quote (Отшельник)
А теперь непосредственно касаясь мнения того, что, дескать, в основном любимым произведениям является то, что попало в жизни первым.
У меня не так. Я лишь вывела некое умозаключение из упомянутых выше статей.
Quote (Отшельник)
И ещё – не совсем улавливаю связь между стилем кинорежиссеров/писателей и вступлениями, и делами вкуса…м-м? – не просветите случаем??);) Был бы весьма признателен…
Всё, что создаёт истории, кино ли, литература ли, основывается на одних и тех же принципах. Поэтому выбор классики в этих историях тоже близок и схож.
Quote (Отшельник)
"Ни о чём"? Ну уж нет, Улитка не просто не "ни о чём" - она о многом. Кстати, сами братья считают сие произведение самым свои совершенным и любимым - вот уж чего-чего, а ентого я понять что-то никак не могу Оо))))
Я потому и взяла в кавычки, что книга на самом деле очень глубокая по смыслу. После изучения философии я перечитывала Стругацких и обнаружила, что теперь вижу в них гораздо больше. Особенно под опытом различных учений менялось отношение к "Улитке" - она стала совсем другой, новой и свежей, что ли.
Quote (Отшельник)
Я бы не сказал, что он легкий.
Читала "Понедельник" больше, чем что-либо у авторов. В последний, пятый раз, прослушивала аудиокнигу. И всегда оставалось такое лёгкое послевкусие от произведение. Такого больше ни от чего не было у них.
Quote (Отшельник)
Лебедей-то я читал, а что за Хромая судьба - не подскажете? Слышал, но точно не знаю - то ли роман-предисловие али послесловие к Лебедям, то ли некий сборник определенных творений братьев...в общем, прошу просветить!
Насчет личностей – а вот это интересно, хотя бы ради этого стоит купить хоть одну книжку серии. Кстати, не подскажете, в которой именно они находятся или же во всех?
Quote (Troika)
Я точно не помню. Во многих. В первых книгах серии, наверное, предисловие было обязательным. Может, я путаю с продолжениями, своеобразным фан-фикшеном, что издавались дополнительно в серии, дай Бог памяти, тремя томами.
Эй, господа,я что-то не пойму, о чём вы? О фанфиках по мирам АБС или о предисловиях к томам вообще? Каждый том серии МБС сопровождался интереснейшими для меня послесловиями по теме данного тома (Переслегин, Бережной и др.). В своё время я читал их прямо у книжных лотков, потому что у меня уже было ПСС изд-ва "Текст", а прочитать очень хотелось. Ныне многие можно найти в сети в качестве отдельных статей (например, Переслегин есть весь) Вот некоторые из статей Переслегина: http://fantlab.ru/work141069 http://fantlab.ru/work168604 http://fantlab.ru/work141069 http://fantlab.ru/work85984 http://fantlab.ru/work168479 и т.д. Дальше уж сами ищите. Найти в е-виде можно на старом сайте Имперского генерального штаба http://www.igstab.ru/materials/PeresleginEsse.htm#p6 ИМХО, хотя Переслегина много критикуют, там интересно.
Quote (Отшельник)Лебедей-то я читал, а что за Хромая судьба - не подскажете? Слышал, но точно не знаю - то ли роман-предисловие али послесловие к Лебедям, то ли некий сборник определенных творений братьев...в общем, прошу просветить! Фактически, главный герой "Судьбы" пишет "Лебедей". А для Стругацких оба произведения - единое целое.
Quote (Troika)
Фактически, главный герой "Судьбы" пишет "Лебедей". А для Стругацких оба произведения - единое целое.
Что-то вы тут всё перепутали...
Quote
«Хромая судьба» была написана в 1982 году. Впервые сокращенный вариант романа опубликован журналом «Нева» — в августовском и сентябрьском номерах за 1986 г. Главы, составившие «Синюю папку», в эту публикацию не вошли. Более того, поначалу в качестве Синей папки предполагался задуманный авторами роман «Град обреченный», но потом стало очевидным, что «Град» не может войти внутрь «Хромой судьбы» просто по объему. И в качестве Синей папки авторы вставили в ХС свою давно написанную повесть «Гадкие лебеди», которую им вплоть до Перестройки не удавалось опубликовать на родине.
Я читала только первый том. И там перед каждым фанфиком было объяснение, почему выбрана за основу конкретная история, а не иная. Возможно, мне это всё приснилось - давно дело было, книг на руках этих как раз нет и проверить я не мола (теперь по ссылке вижу, что, скорее всего, оно). А Переслегина было много, конечно, но я не о нём.
Но в изданном варианте "Судьбы" всё ведь так, или нет?
Скорее нет, чем да. В одном варианте (изданном))) Синей папки вообще не было (чем я, читавший именно тот вариант был несказанно расстроен). И в обоих вариантах Феликс Сорокин пишет Синюю папку, а не конкретные ГО или ГЛ. Даже не учитывая этого, Вы пишeте:
Quote (Troika)
Фактически, главный герой "Судьбы" пишет "Лебедей". А для Стругацких оба произведения - единое целое.
Хотя сами-то писатели при написании ХС в СП планировали поместить именно ГО, а никак не ГЛ. То есть, на уровне замысла для АБС единым произведением были "Судьба" и "Град". А то, что объём и скандальная слава ГЛ больше соответствовали потребностям издания в новом времени - превратности судьбы. И я считаю, что в данном случае - отнюдь не хромой. Истории жизни писателей Сорокина и Банева гораздо сильнее связаны на идейном уровне, больше подходят для единого произведения, чем если бы нам в окончательном варианте были представлены параллельные сюжеты ХС и ГО. ИМХО, конечно. Делай, что должно, и будь, что будет...
Даже больше: ни один человек в мире не способен придумать что-то абсолютно новое. Всё зависит от оформления мыслей.
А я про абсолют и не говорил)) А вот насчет оформления мыслей - это несомненно так, так что не могу не согласиться.
Quote (Troika)
Да, собрала полностью в детстве. Но после "друзья" часть серии растеряли. А больше мне тогда не из чего было собирать - просто ничего более полного не издавалось.
Ясно, сочувствую вам. И советую-таки собрать собрание сочинений в одиннадцати томах - лучше этого вы вряд ли найдете, и лучше этого вряд ли вообще когда-либо издастся)
Quote (Troika)
У меня не так. Я лишь вывела некое умозаключение из упомянутых выше статей
Странно, что вы сразу не сказали. А то такое ощущение, что вы ратуете за эту идею, а на самом деле все оказывается не так))
Quote (Troika)
Всё, что создаёт истории, кино ли, литература ли, основывается на одних и тех же принципах. Поэтому выбор классики в этих историях тоже близок и схож.
Возможно. А нельзя ли поподробнее? Впрочем, если я вдруг надоел - вы только скажите)));)
Quote (Troika)
Я потому и взяла в кавычки, что книга на самом деле очень глубокая по смыслу. После изучения философии я перечитывала Стругацких и обнаружила, что теперь вижу в них гораздо больше. Особенно под опытом различных учений менялось отношение к "Улитке" - она стала совсем другой, новой и свежей, что ли.
М-м, здорово! Но вообще, должен сказать, что ни для кого не секрет, что Стругацкие - это философская фантастика. И, безусловно, последую вашему примеру - сам тоже полагал нечто подобное, а теперь уж даже точно знаю как поступлю и что оно того действительно стоит (я в этом и не сомневался, конечно, но ваш случай меня прям-таки воодушевил, не на шутку убедив в нужности и крутости сего мероприятия) =)
Quote (Troika)
Читала "Понедельник" больше, чем что-либо у авторов. В последний, пятый раз, прослушивала аудиокнигу. И всегда оставалось такое лёгкое послевкусие от произведение. Такого больше ни от чего не было у них.
Ну, ясно. А как же "Экспедиция в Преисподнюю", про которую я вам уже сказал? Или, на ваш взгляд, "Понедельник начинается в субботу"-таки легче и её? Впрочем, сперва надо его прочесть, а уж потом что-либо утверждать, но, однако ж, тем не менее)));) Жизнь - болезнь материи, мышление - болезнь жизни. (с)
А если б не было в нашей жизни горя, то лучше б не было, хуже было бы. Потому что тогда и... счастья бы тоже не было, и не было бы надежды. Вот. (с)
Приятно, что открыта тема, и странно, что не было её до сих пор. Вещь сильная. Интереса для меня тем, что читал еще в период дефицита. И тогда казалось странным - все есть и берут самое тупое, какие-то кофточки "фонят" - а большое и главное, то, что у нас выше колбасы было - книги, что мы за макулатуру и с боем... Нет, не может случиться подобное! Не может все стать так серо и быдлово. И вот - оно серо и быдлово. И только немногочисленные Жилины что-то пробуют делать для детей. И так хочется сохранить надежду... Гномы вгрызаются в книги!
Приятно, что открыта тема, и странно, что не было её до сих пор.
"Тихий ты, куст", - упрекнули его. (с) Так в чём проблема? Попробуйте - продолжите. Но, к сожалению у большинства посетителей сайта обсуждение интереса не вызовет (посмотрите количество просмотров темы и количество отписавшихся в теме) Делай, что должно, и будь, что будет...
Но, к сожалению у большинства посетителей сайта обсуждение интереса не вызовет (посмотрите количество просмотров темы и количество отписавшихся в теме)
Что у меня лично вызывает сомнение в том, нужна ли вообще надпись "фантастика" на логотипе сайта? Ведь если классику советской и мировой фантастики - братьев Стругацких - и то еле-еле обсуждают и еле-еле интересуются... Жизнь - болезнь материи, мышление - болезнь жизни. (с)
А если б не было в нашей жизни горя, то лучше б не было, хуже было бы. Потому что тогда и... счастья бы тоже не было, и не было бы надежды. Вот. (с)
Что у меня лично вызывает сомнение в том, нужна ли вообще надпись "фантастика" на логотипе сайта? Ведь если классику советской и мировой фантастики - братьев Стругацких - и то еле-еле обсуждают и еле-еле интересуются...
Отшельник, да прекратите Вы это морализаторство. Если для нас с Вами фантастика - литература, то для большинства людей - жвачка для мозгов. И пользователи нашего сайта это вполне подтверждают. Закон Старджона действует и в сфере человеческих знаний.
Другое дело, что некоторые пытаются "расти над собой".
Только Вы раньше времени не радуйтесь. Я тут пообщался на сайте, где тусуются люди, очень хорошо знающие фантастику. В общении многие из них крайне малоприятные типы. Вот и выбирайте: либо местных подтягивать, либо других опускать(((
где тусуются люди, очень хорошо знающие фантастику
Фантлаб? О да, тогда место специфическое. Недобрые они, гы-гы Умные местами, интересные иногда, но странныя... Стрыгацких струдно обсуждать. Очень высокая стартовая планка. По некоторым произведениям трудно даже начать разговор. Вот не люблю я "Улитку на склоне". Умно, философские, но тошнит. А когда тошнит, не хочу ни обсуждать, ни перечитывать. И то же самое с "Отягощенными злом" и многими поздними вещами. будто у автора в душе свет погас, а все прочее цело: талант складывать слова и полнота философской подкорванности. Неловко встать и сказать: нет, это не мое! Весовая категория автора предполагает уважение априори. Только не мое. И все. И не обсуждаю потому... Хищные вещи века пришлись как раз на стык времени утраты оптимизма. Их еще могу читать и иногда обсуждать, но большой тяги нет и большой любви тоже. Умно. Сильно... Все, вроде, сказал. Может, попробовать что-то помягче в обсуждение выставить? Типа "Понедельник начинается в субботу" или "Экспедиция в преисподню" - последнее особенно неплохо может сработать под забойным слоганом "первый совецкий блокбастер в жанре аниме-манга)))) или нечто вроде того? Героев, кстати, хотел бы увидеть в рисованном варианте, прямо тянет книга на хорошую стильную графику!!! Гномы вгрызаются в книги!
Gnom, а что УНС? Вам обе части не нравятся, или? Я, вот, давеча "Управление" с удовольсвием пролистал. Отличная фантасмагория. А "Лес", да - не очень. Мне больше в варианте "Беспокойства" нравится. ХВВ никогда не нравились, а из "поздних" стругацких - только ХС и нравится, московская её часть. А то, что потом стало ГО - не особо, очень давит общая атмосфера безысходности и тщетности любых усилий. ОЗ - нравится только содержание папки ОЗ и "мусульманская" часть приключений Прохора. Лично на меня гнетущее впечатление произвел отказ от "знаменитого юмора Стругацких" - то, от чего я искренне балдел. Если сослуживцы видели меня читающим и хохочущим при этом, сразу звучал вопрос-утверждение: "Стругацких читаешь?" ИМХО, юмор ничуть не "облегчал" содержание, но под таким соусом самая гиперсоциальная фантастика и суперфилософские концепции на "Ура!" шли (кстати, попробуйте А.Лазарчук М.Успенский "Посмотри в глаза чудовищ" - по моим ощущениям очень похоже на ранних АБС). Там, где не было особо много юмора, очень цеплял драйв, интрига: ОО, ПИП, ЖВМ, ВГВ. А по поводу ЭВП - в первый раз я прочитал, что это идеальный сюжет для крутейшего мультфильма ещё в 90-ом году - Роман Арбитман в журнале "Измерения" такую идею озвучил. Почти сразу достал книжку, прочитал и не понял восторгов (хотя имя Ятуркенженсирхив запомнил навсегда))) Может слишком поздно прочитал, надо было в детстве? Но разговоры про мультипликационное воплощение этой повести слышу регулярно. А Вы у Чигиринской идею подсмотрели? Делай, что должно, и будь, что будет...
Можно обсуждать не талантливость того или другого произведения, а гражданскую позицию автора. А у поздних Стругацких она мягко говоря - "с душком"!
О-о-о, это очень многообещающее направление для перетряхивания грязного белья дискуссии. Примерно из той же оперы: эпикурейство любвеобильного гусара-Аркадия, личность его зятя Тимура Гайдара, его свата - Егора Гайдара (за какие такие заслуги звание адмирала получил?), дедушку Аркадия Гайдара лучше не трогать, но внучке Маше тоже вполне можно косточки перемыть, а самый беспроигрышный вариант - национальность соавторов. BORIS_MM5926, Может я несколько несдержан, но намекните, плиз: о каком из произведений поздних АБС идёт речь, когда Вы употребляете характеристику - гражданская позиция, мягко говоря, "с душком"!??? Делай, что должно, и будь, что будет...
а самый беспроигрышный вариант - национальность соавторов.
Мне безразлично, где проживает автор понравившейся мне книги - в Москве или в Хайфе. Меня не интересует "грязное бельё" автора. Но мне не безразлична идеология произведений пусть даже очень талантливого произведения... В произведениях "ранних" и "зрелых" Стругацких (50_е - 60-е годы) превалирует позитив (циклы "Страна багровых туч" и "Мир полдня"). В произведениях "поздних" Стругацких (70_е - 80-е годы) появляется, а, затем, и превалирует негатив - безусловно талантливые романы "Хромая судьба", "Град обреченный", "Отягощённые злом..." по сути "чёрные" антиутопии. Этот самый негатив (точнее отсутствие альтернативного позитива в позднем творчестве Стругацких) - тот самый "душек".
Этот самый негатив (точнее отсутствие альтернативного позитива в позднем творчестве Стругацких) - тот самый "душек".
А при чём здесь "гражданская позиция"? Вообще термин слишком размытый, http://www.ug.ru/archive/18078 но затасканный разными демагогами. А построение Вами фразы вызывает ассоциации именно с перетряхиванием грязного белья. Делай, что должно, и будь, что будет...
Для обывателя, обсуждающего политику в "курилке" - гражданская позиция явно не причём. Для писателя - идеологического работника (в Красной армии писатели и журналисты совершенно справедливо причислялись к политсоставу) гражданская позиция необходима, как для врача принцип "не навреди". Что касается ассоциации с перетряхиванием грязного белья - невозможно отделение смысловой нагрузки произведения от личности автора.
В произведениях "поздних" Стругацких (70_е - 80-е годы) появляется, а, затем, и превалирует негатив - безусловно талантливые романы "Хромая судьба", "Град обреченный", "Отягощённые злом..." по сути "чёрные" антиутопии.
BORIS_MM5926, судя по этому Вашему уточнению, все писатели, когда-либо писавшие антиутопии, погружающие читателя в мир "негатива", имеют гражданскую позицию "с душком"?
Вместе с АБС в эту категорию кроме широко известных Хаксли, Оруэлла, Замятина попадают также десятки других, произведения которых несут черты антиутопий: Уэллс, Брэдберри, Хайнлайн, Саймак, Воннегут. Даже наши Алекс Орлов и Игорь Поль вполне соответствуют.
Kraft, Вы некорректно вырвали цитату из контекста и по ней сделали неверные выводы. Повторяю перефразируя и уточняя: В творчестве "поздних" Стругацких практически полностью отсутствуют позитивные модели общественного устройства и развития - это и есть тот самый "душек". P.S.
BORIS_MM5926, что я вырвал из контекста?!! Мне полностью Ваш пост надо повторить? Да пожалуйста:
Quote (BORIS_MM5926)
...мне не безразлична идеология произведений пусть даже очень талантливого произведения... В произведениях "ранних" и "зрелых" Стругацких (50_е - 60-е годы) превалирует позитив (циклы "Страна багровых туч" и "Мир полдня"). В произведениях "поздних" Стругацких (70_е - 80-е годы) появляется, а, затем, и превалирует негатив - безусловно талантливые романы "Хромая судьба", "Град обреченный", "Отягощённые злом..." по сути "чёрные" антиутопии. Этот самый негатив (точнее отсутствие альтернативного позитива в позднем творчестве Стругацких) - тот самый "душек".
BORIS_MM5926, судя по этому Вашему комментарию, все писатели, когда-либо писавшие антиутопии, погружающие читателя в мир "негатива", имеют гражданскую позицию "с душком"?
Вместе с АБС в эту категорию кроме широко известных Хаксли, Оруэлла, Замятина попадают также десятки других, произведения которых несут черты антиутопий: Уэллс, Брэдберри, Хайнлайн, Саймак, Воннегут. Даже наши Алекс Орлов и Игорь Поль вполне соответствуют.
Поаккуратнее надо с высказываниями.
Так доступнее? Ничего, что я союз "но" в начале убрал? От этого смысл высказывания не исказился?
В произведениях "ранних" и "зрелых" Стругацких (50_е - 60-е годы) превалирует позитив (циклы "Страна багровых туч" и "Мир полдня"). В произведениях "поздних" Стругацких (70_е - 80-е годы) появляется, а, затем, и превалирует негатив - безусловно талантливые романы "Хромая судьба", "Град обреченный", "Отягощённые злом..." по сути "чёрные" антиутопии. Этот самый негатив (точнее отсутствие альтернативного позитива в позднем творчестве Стругацких) - тот самый "душек".
Вот, кстати, не надо путать теплое с мягким. Все ваши предположения о т.н. "душке" разбиваются об цензуру и ее значения в 50-60-х и в 70-80-х, только и всего. Попытайтесь посмотреть на произведения АиБ с этой точки зрения. Благодарю алфавит за любезно предоставленные буквы.
Чес-слово, сам дошел! И дело не в возрасте прочтений по второму вопросу. Скорее в некой нише, куда мозг задвигает у каждого сказку. Если "Это десткое" - тогда все, не пойдет. Хоть и идей куча интереснейших, и проработка хороша, а философия и вовсе сильная и специфичная. Но намеренно и стильно обработанная. Или обработка принимается, или нет... А по поводу поздних Стругацких... Умом понимаю, что люди меняются и что поздние это на 90% один из них. Судьба авторских дуэтов, возможно, сложна и болезненна именно после фактического их распада по независящим от авторов причинам. Страшно терять брата, но терять брата, единомышленника, соавтора и собеседника... Это хоронить лучшую часть своей души. Может, так и погас свет. Не знаю. Не хочу длинно обсуждать. Но мне тоже не хватает того тонкого, ныне и не существующего уже, настоящего юмора умных людей... Гномы вгрызаются в книги!
Все ваши предположения о т.н. "душке" разбиваются об цензуру и ее значения в 50-60-х и в 70-80-х
ДА! Возможно, вы правы в том что наличие цензуры могло сыграть в некой "однобокости" творчества "поздних" Стругацких решающею роль. К началу 70-х в обществе появились серьёзные сомнения в постулатах коммунистической идеологии. Для советской цензуры были совершенно неприемлемы любые варианты некоммунистического "завтра" (и, вообще, любых вариантов будущего, не соответствующих официальной доктрине общественного развития). Но ведь Стругацкие, в своем раннем творчестве пропагандировавшие коммунистические идеалы, затем ни одном из своих произведений даже не пытались создать позитивную модель социального устройства, альтернативную коммунистическому "завтра". Какова истинная причина этого - цензурные соображения (то есть по сути трусость) или отсутствие проработанной альтернативной модели социального устройства - я не знаю. Кроме того многие из поздних произведений Стругацких элитарны - несут очень большую, часто неочевидную и неоднозначную смысловую нагрузку, ранние же произведения читаемы и воспринимаемы самой широкой аудиторией. Одни из поздних произведений Стругацких ("За миллиард лет до конца света" , "Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя") мне просто не нравяться (по моему мнению сюжет надуман, а ситуации натянуты), другие (трилогия о Максиме, "Улитка на склоне", "Пикник на обочине") - частью хорошо,частью отлично, третьи ("Хромая судьба", "Град обреченный") - может бы и прекрасно, но не моё. Во всяком случае у меня уже к середине 80-х появилось серъёзное разочарование от их творчества (с лучших спрос особый - по максимуму )
BORIS_MM5926, Вы перечислили почти всё. А из-за каких произведений Вы считаете АБС лучшими (цитата: "...с лучших спрос особый" - выделено мной А.К)? Делай, что должно, и будь, что будет...
Как же это? Копаюсь в своем любимом... Отель у погибшего альпиниста - фэйворит))) Малыш - просто безупречная штука, хоть и непростая. Обитаемый остров однозначно, вся трилогия; Трудно быть богом - да, Дьявол среди людей (хоть и не соавторство официально) - сильнейшая вещь и жуткая; Парень из преисподней - оч даже боевитая история... Гномы вгрызаются в книги!
Kraft Для меня - "Полдень, XXII век" и "Далёкая Радуга" лучшее у Стругацких. С ними в советской фантастике могут соперничать только романы Ефремова. Хотя у Ефремова всё же написано немного лучше - его мир кажется более достоверным и проработанным. Кстати это неудивительно ввиду высочайшей и разностароннейшей эрудиции Ефремова.
Gnom У меня в предыдущем сообщении - книги третьего (заключительного) периода творчества АБС. В Вашем сообщении часть книг относится ко второму.
ДА! Возможно, вы правы в том что наличие цензуры могло сыграть в некой "однобокости" творчества "поздних" Стругацких решающею роль.
А если, ну, чисто гипотетически, допустить, что цензура сыграла свою роль в творчестве не "поздних" Стругацких, а "ранних"? Посмотрите на "проблему" с этой точки зрения... Возможно, будь цензура менее строга в 50-60-х, мы бы уже тогда увидели истинных лик Стругацких? Что, если все эти "Полдни" и "Радуги" были просто шелухой, пылью в глаза, потому что по-другому тогда нельзя было? И лишь спустя десятилетия АиБ осмелились показать себя на полную (да на полную ли?) катушку? Благодарю алфавит за любезно предоставленные буквы.
О-о-о... Какие до боли знакомые интонации. Агасфер, Вы прикалываетесь, провоцитуете собеседников на продолжение дискуссии, или такое подозрение реально закралось к Вам в сознание? Делай, что должно, и будь, что будет...
А если, ну, чисто гипотетически, допустить, что цензура сыграла свою роль в творчестве не "поздних" Стругацких, а "ранних"?
Quote (Агасфер)
Возможно, будь цензура менее строга в 50-60-х, мы бы уже тогда увидели истинных лик Стругацких?
"Всякому делу своё время" Я прекрасно помню первые рассказы АБС, достаточно школярские. Да и их первый роман "Страна Багровых Туч" частично подражателен и особыми чисто литературными достоинствами не обладал. К примеру: невозможно при любых привходящих условиях написание АБС романа "Град обреченный" в 1960 году - ни собственный жизненный опыт авторов, ни политический климат в стране этого не предполагали. Кроме того следует учитывать: - политический и моральный климат конца 50-х начала 60-х кардинально отличался от климата 80-х - в 50-е и 60-е основой советского общества было "поколение победителей" с жесткими морально - идеологическими устоями, а в 70-х начала происходить смена поколений... Так что исторически эволюция творчества АБС вполне логична.
PS
Меня, лично, очень интересует тайна резкой эволюции идеологических установок творчества АБС в середине 70-х и роль в этом АС и БС (все таки разница в возрасте восемь лет...)
1. Лем всё таки поляк, а я писал о советской фантастике. 2. Лем не создал развёрнутой картины "мира будущего" в отличие от АБС и Ефремова - ранний роман "Астронавты" по уравню не сильнее "Страны ..." АБС, "Возвращение со звёзд" - прекрасный роман -предупреждение и похоже всё. 3. В лучших художественных произведениях Лема -циклах "Пилот Пиркс", "Сказки роботов" , романах "Непобедимый, "Солярис","Эдем" главным для Лема были человеческие отношения, а фантастический антураж вторичен.