Пятница, 29 Мар 2024, 2:40 AM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
[ Ленточный вариант форума · Чат · Участники · ТОП · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Munen, Lita  
Фэнтези Форум » Наше творчество » Поэзия » УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ : Правила стихосложения (нарыла на просторах нета)
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ : Правила стихосложения
аспида Дата: Среда, 15 Июл 2009, 4:01 PM | Сообщение # 1
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 549
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
В надежде, что данная статья вызовет любопытство людей, мало интересовавшихся до сего момента наукой стихосложения, автор нарочито будет избегать применения «академических» терминов, которые затруднят (а, возможно, и сделают невозможным) ее прочтение.
Данная статья посвящена исключительно «форме» и совершенно не затрагивает вопросы «содержания»

Для тонуса, чуть-чуть
Стихов развелось слишком много. Музы будто с цепей посрывались. Счет людей, причисляющих себя к поэтам, уже на десятки тысяч. При этом средний уровень поэтической квалификации таков, что достоин, в лучшем случае, вакансии «разнорабочий». Сразу оговорюсь: данная статья не претендует на академическое исследование и, тем более, на звание «истина в последней инстанции». Данная статья лишь субъективная попытка определить критерии, по которым произведение можно классифицировать, как поэтическое.
Этими критериями могут быть только методы поэтической обработки текста. Все, кто утверждают иное – лишь шарлатаны.
Тут необходимо сделать небольшое отступление, чтобы пояснить столь резкую авторскую позицию. Аргументы псевдопоэтов зиждутся на двух ходулях: «поэтическом смысле» и «поэтическом восприятии».
Вряд ли кто-либо способен внятно объяснить, что такое «поэтический смысл». Что только не пытаются впихнуть в это понятие: недосказанность, образность, искажение правил русского языка, абсурдность, поток сознания и пр. При этом, никто из защитников построения произведений исключительно на «поэтическом смысле» не способен объяснить, почему, например, роман «Шум и ярость» Фолкнера или фильм «Мертвец» Джармуша или бредни героев какого-нибудь реалити-шоу не являются поэзией. Да что там, в любой психиатрической больнице каждый второй – поэт! Впрочем, можно парировать вышесказанное тем, что «поэтический смысл» разбит на строки. Что ж, возьмем рецепт салата «Ананас с чесноком» и придадим ему поэтический смысл:

Ананасы порезать кубиками.
Потереть сыр на крупной терке (можно
использовать сорт "Гауда").
Выдавить чеснок.
Соединить и смешать.
Добавить майонеза,
Чтоб салат не вышел сухим.
Очень вкусно!

По-моему неплохо, но можно и доработать. Например, заменить «порезать» на «дисперсить» и т.д. Тогда будет гениально.
Другая подпорка псевдопоэзии – «поэтическое восприятие». Этот термин объясняется проще предыдущего: произведение заставляет читателя задуматься о чем-то, что-то ощутить, пережить. Лишь эти бесконечные «что-то», потому как никакой конкретной аргументации у псевдопоэта нет. Интересно, разве не заставляют человека задумываться повседневные хлопоты? Разве человек, не читающий стихов, не «ощущает» и не «переживает»? По данной логике вся наша жизнь – сплошная поэзия. И уж точно в жизни каждого человека случались столь «поэтичные» события, по сравнению с которыми «переживание» подобных стихов сопоставимо по масштабу с микробом на туловище слона.
В связи с вышесказанным, утверждаю, что критериями оценки поэтического произведения могут быть только технические методы обработки текста.

Часть первая. Базовые техники
Поэтические техники можно разделить на две группы: базовые и декоративные. Базовая группа создает скелет произведения, декоративная – мышцы. Данное сравнение не случайно: скелет и мышцы по отдельности годны разве что для супа, тоже и со стихами.
В этой статье писать «научно» о базовых техниках, на мой взгляд, смысла нет. По данной тематике и без меня понаписаны горы макулатуры. Все эти учебники, пособия, словари я называю не иначе, как макулатура по той простой причине, что пишутся данные книги в основном теоретиками, а не практиками. Подобные труды в своей массе совершенно бесполезны для поэтов, более того, они лишь отвлекают от настоящей поэтической работы. Разве нам интересны скелеты, если наша профессия не связана с их изучением? Базовая техника стиха никогда не обдумывается заранее, ее диктует замысел стихотворения.
Оговорюсь, я намеренно использую термин «базовая техника», а не «форма», потому как форма произведения – это совокупность всех примененных техник.
В стихосложении есть всего лишь три базовые техники.

Классическая техника
Копаться во всех этих двухстопных ямбах и трехстопных амфибрахиях интересно, пожалуй, только филологам. Им же оставим красивые слова: силлабический, тонический и пр. Для поэта важно лишь соблюдение нескольких простых правил в работе с классической техникой.
В пределах строфы у каждой строки должна быть хотя бы одна строка-близнец – то есть строка с тем же метром. Метр – это упорядоченное чередование ударных и безударных слогов.

Эта река возвращается в древнее русло,
влагу даря пересохшей долине, и снова
сладкие корни аира растут через ступни,
острые стебли осоки царапают щёки,
вьюн оплетает живот как античную урну.
«Пальцы» Андрей Дитцель

В качестве примера приведен белый стих (концовки строк не зарифмованы). Но насколько красиво он звучит! В том числе и благодаря своему скелету. В строфе пять строк. В каждой строке четырнадцать слогов. Метр выдержан идеально. Если отделить слоги символом «/», безударные слоги обозначить «-», а ударные «`», то получится следующая картина:

/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/
/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/
/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/
/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/
/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/

Или другой пример образцовой работы с метром.

Здравствуй, солнце мое. Не вникая в причины событий
Трёх последних недель, (что не нужно ни мне, ни тебе),
Я поставлю черту в книге наших совместных открытий
В этом кратком и скучном, возможно, последнем письме.
«Письмо последнее. Сквозь струи дождя» Федор Назаров

В первой и третьей строке – шестнадцать слогов, во второй и четвертой – пятнадцать. Метр строк-близнецов идеален.

/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/
/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/
/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/
/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/

Не всегда удается попасть в метр точно (например, если найдена крепкая рифма, которая просто не желает в него влезать). В этом случае сбой метра можно компенсировать или одинаковым числом слогов, или одинаковым числом ударений в строках-близнецах.

легенда моря, квартал иллюзий
меня побрили и офранцузили
язык шершавый и ноет талия
должно быть, осталось чуть-чуть Португалии
«солнце над фолклендами» Ян Прилуцкий

В данном стихотворении метр выдержан нечетко. Тем не менее, звучит оно красиво и читается легко за счет одинакового количества ударных слогов и дополнительной фонетической (звуковой) обработки. На последнее следует обратить особое внимание: при отступлении от метра необходимо обильное применение декоративных техник, иначе стихотворение просто рассыплется.
При работе с классической техникой допустимо намеренно ломать метр в последней строке. Это, в некоторых случаях, дает мощный эффект усиления всей строфы.

Здесь совсем не бывает ссор,
И вокруг не стоит забор,
Нет ни скрипа дверных петель,
Ни в подвале не пахнет сыростью,
Но за окнами нет детей,
Здесь все - выросли…
«Здесь совсем не бывает ссор» Александра Ивойлова

Между первой, второй, третьей и пятой строками метр выдержан. Четвертая строка зарифмована с шестой, причем в четвертой строке десять слогов, из которых три ударных, а в шестой лишь пять слогов и всего один ударный. И каков эффект! Метр рвется, акцентируя внимание читателя на финале стихотворения.
Вот и все правила. Больше никаких ученых премудростей не нужно. Можно связывать метром любые строки: первую со второй и тем самым добавлять динамики, или первую с пятой – да как угодно, лишь бы это было красиво и соответствовало замыслу стихотворения!

Ломаный стих
Классическая техника диктует стихотворению определенное настроение: повествовательность, монотонность. Оставаясь в рамках метра сложно заставить стих закричать, затем перейти на шепот, а после забиться в истерике. Если стихотворению тесно в рамках метра, то метр сознательно рушится. Потерю метра необходимо компенсировать. Эта задача решается обширным применением декоративных техник.
В отличие от классического, ломаный стих не имеет права игнорировать рифму, потому что именно рифма в нем является основным связующим элементом. Ломаный стих по своей сути – это производная метра, в котором либо пропущена часть слогов, то есть, введены паузы, либо наоборот, введены дополнительные ударные слоги. Паузы в данном случае являются не провалом, а частью стихотворения. Чтобы обозначить пропущенные слоги в тексте, классическая строка в местах пауз ломается на несколько. Так же, в отдельную строку выносятся слова, содержащие дополнительные ударные слоги. Данная техника необходима для акцентирования конкретных слов и фраз, для ухода от монотонной мелодики классической техники к плавающему ритму. Именно плавающий ритм, музыкальность являются отличительной особенностью ломаных стихов.
Можно разобрать для начала простой пример.

Шкуры событий выхвачен клок.
Замкнувшийся круг:
Женщина-бок -
Бог...
Шастаю,
Где б присутулиться?
К супу?
На пятки наматывать улицы
Пряча в улыбке лицо,
Злое,
Острить,
Когда одного лишь - покоя...
Прожить за ради услышать стоны,
Дабы слечь помирать под иконы...
«Шкуры событий выхвачен клок» Алексей Всегдар

Перепишу приведенный стих в классической манере.

Шкуры событий выхвачен клок.
Замкнувшийся круг: женщина-бок - Бог...
Шастаю, где б присутулиться?
К супу? На пятки наматывать улицы
Пряча в улыбке лицо, злое,
Острить, когда одного лишь - покоя...
Прожить за ради услышать стоны,
Дабы слечь помирать под иконы...

Акцентные ударения и паузы проглочены метром. Музыкальность рухнула, стих стал вял, инертен и коряв. В конкретном примере применения техники ломаного стиха просто необходимо.
Например, скелет первой и второй строки, в соответствии с замыслом, построен на трех ударных слогах. Но при классической записи последний ударный слог второй строки съедается за счет нарушения метра. Чтобы этого избежать, слово с последним ударным слогом выносится в следующую строку.
Скелет третьей и четвертой строк построен на метре, но с нарочитым пропуском ударного слога в третьей строке. Роль пропущенного слога играет активная пауза. Более того, метр четвертой строки подготавливает появление пятой и шестой, также построенной на четырех ударных слогах, заметно придавая динамики стихотворению.
Еще одна важная особенность ломаного стиха. Если классическая техника диктует повествовательность, то ломаный стих тяготеет к афористичности, то есть к кратким высказываниям, неразвернутым образам и пр. При прочтении некоторых строк таких стихов в классической манере смысл теряется, вместо него выходит тарабарщина. На самом деле, разве не звучит, как ахинея строка: «К супу? На пятки наматывать улицы» если между фразами «К супу?» и «На пятки наматывать улицы» не обозначить паузу?
Разумеется, при работе ломаным стихом никаких схем не рисуется. Все строится интуитивно. И тут многое зависит от автора: способен ли он чувствовать ритм, дала ли ему природа фонетический слух. Писать ломаным стихом сложнее, чем классическим, потому что построение скелета классического стиха сводится больше к математике, здесь же никаких строгих систем подсчета нет и быть не может. Кстати, это ни в коем случае не означает, что писать классическим стихом просто, как кажется многим.
Ломаных стихов много. Разбирать каждый по отдельности смысла нет. Можно убирать или добавлять в каждой последующей строке по одному ударному слогу, можно начисто разрушить метрику умелым сочетанием пауз и ударных слогов – опять же, можно все, что угодно, лишь бы это было гармонично. Ломаный стих дает много степеней свободы автору, но классификация этих степеней свободы для практической работы поэта малоинтересна. Поэтому лучше просто посмотреть несколько конкретных примеров применения этой техникой на практике.

Как хорошо зайти в аллею,
по аллее
бродить туда-сюда
и день, и ночь,
и век.
Яснеет все. Миг тянется длиннее,
трассируя картинками в jpeg
сквозь вечность жизни.
Это ли не чудо –
увидеть смерти
пиксельный формат.
Аллея –
Гефсиманский мой-де сад.
Мне жить теперь –
оттуда.
«Аллея» Андрей Бореев

со свистом
в дверь выстрелила,
неслась, перелистывая
в горящих окнах чужие алиби:
чудище, где твой цветочек аленький?
в гербарии.
принцесса, куда подевала горошину?
потеряла. нарочно.
«Л_Ю_Б» Ульяна Заворотинская

Верлибр
В верлибре нет никаких правил, абсолютно никаких. Не нужно соблюдать метра, рифмовать. Почему же в данном случае верлибр относится к поэзии? Потому что верлибр – это текст, максимально изобилующий декоративными поэтическими техниками. Тут работает аксиома: чем дальше автор в стихотворении отступает от метра, тем больше декоративных техник должно быть применено. Иного не дано. Разбирать верлибр с точки зрения строения скелета занятие абсолютно пустое.

я думаю о том
что возможно существует язык
в котором эта цепочка следов
и есть вторая половина
моей истории

песок просачивается сквозь пальцы
и поднимается выше
как-будто прорастая
диким плющом
песок скрипит на зубах
забивается в ноздри
в уши
попадает в глаза
ограждая от мира
от внешнего
заставляя сосредоточиться
на движении
эта история примерно наполовину вода
«Сухое» Вадим Кейлин

Послесловие к первой части
Базовые техники задают скелет произведения, при этом все базовые техники вполне могут ужиться в пределах одного стихотворения. Здесь опять же нет никаких строгих правил.
Но правила есть у каждой из техник и их нарушение оправдывать нельзя. Технических «провалов» поэзия не прощает.
Чтобы окончательно разобраться с применением базовых техник, следует дать ответ на вопрос: можно ли классифицировать произведение, как поэзию, используя в качестве критерия оценки лишь правильность применения базовой техники? Нет. Даже при идеально выдержанном классическом метре, произведение не может быть отнесено к поэзии, если в нем не применено декоративных техник.

Часть вторая. Декоративные техники
Декоративные техники – это то, что шлифовует, ограняет замысел. Поэтическая задача состоит не в добыче алмазов, а в производстве из алмазов бриллиантов.

Работа с буквами и слогами
Данная техника неспроста приведена первой, переоценить ее значение невозможно. Можно отказаться от рифмы, но от работы над буквами и слогами нет. Правильно подобранные буквы и слоги задают настроение и гармонию стиха. Человек, не владеющий данной техникой, не может называться поэтом, произведения, в которых царит звуковой хаос, нельзя называть стихами.
Слог состоит из гласных и согласных. Гласные создают черно-белый набросок, контуры на холсте стихотворения, согласные раскрашивают этот набросок красками.

Зорким соколом, с провожатыми:
то ли сам ослеп, то ли все кругом,
колокольные звоны пятые
не зовут меня в подкрестовый дом
«Цыганский шатер» Инна Молчанова

Набросок создан буквой «о», которая задает настроение строфе – былинную напевность. Стоит обратить особое внимание, что в основном контуры определяются ударными гласными.
Совсем необязательно создавать набросок на основе какой-либо одной гласной. Каждая гласная задает конкретное настроение, и если необходимо получить эффект смешения этих настроений, можно смело комбинировать.

Из каменного леса
Спешит моя принцесса
На встречу не ко мне:
Ведь я лежу в палате
В смирительном халате
И наблюдаю танец мухи на окне!
«Из каменного леса» Алексей Караковский

Первая половина приведенного стихотворения построена на гласной «е», задающей тон мечтательности, вторая на гласной «а» - бытовой гласной, привносящей саркастический тон.
Не менее важная задача – учет фонетического значения согласных, определяющих плотность стиха. Здесь уместно следующее сравнение: гласные характеризуют то, как мы говорим, согласные то, о чем мы говорим.

Живешь, жилы рвешь, раздражаешься...
Жмуришься на окружающее...
Жалеешь, что было б иначе надо,
Само-
Разрушаешься...
«Живешь, жилы рвешь» Алексей Всегдар

В приведенном примере фонетика строиться на согласных «ж» и «р» - благодаря ним стих звучит жестко, самоуверенно. Причем за согласной «ж», дополнительно усиливая ее значимость, следует ударная гласная.

их игра напоминает
капли песка стекающие по вискам
по скатам и черепицам лица
по улицам рук, обручальными
кольцами овивая пальцы
вниз по линии жизни
к берегу

сначала я забываю голос
затем
вычеркиваю имя из записной книжки
«на-бережное» Вадим Кейлин

Звук задан согласными «с», «к», «ц» и «п» – стих получился спокойный, плывучий.
Выявить эффект, который дает согласная, очень просто – достаточно вспомнить несколько слов, которые с нее начинаются. У этих слов непременно будет общий оттенок – именно этот оттенок и станет главенствовать в стихотворении.
Не стоит забывать, что сила различных букв неодинакова. Ласковый напев, лелеющий слух, может быть запросто раздавлен согласной «ж». Тональность нежности может быть разрушена гласной «ы». Как следствие, применения определенных букв в конкретном стихотворении следует избегать.
Необходимо сказать несколько слов и о слогах. Никакой специальной работы над ними проводить не нужно. Основные, значимые слоги строятся из букв, определяющих стихотворение. Если стихотворение проработано на буквенном уровне, то оно проработано и на более высоком уровне – слоговом. Это можно увидеть на примерах, приведенных выше.

Рифма
Рифма – королева поэзия и должны быть очень веские причины для отказа от нее. Более того, отказ от рифмы допустим лишь в случае тончайшей, близкой к идеальной проработке фонетической составляющей стихотворения. Если последнего нет – значит, автор или лентяй, или бездарь. Подробно распространяться о видах рифм в данной статье считаю излишним – существует достаточно много материалов по этому вопросу. Уточню лишь некоторые нюансы.
Прежде всего, не зазорно применять простые рифмы, но опять же, нельзя забывать компенсировать их работой над звучанием. В качестве лирического отступления: со временем, в жизни каждого хорошего поэта наступает момент, после которого он уже не в состоянии применить слабую или заезженную (с его точки зрения) рифму, подобные рифмы просто блокируются мозгом.
Если ставка на рифму все-таки делается – нужно искать наименее ожидаемую, именно такие рифмы особенно сильны. Избегайте очевидных рифм.
Проверять слова на рифмуемость в отрыве от строк нельзя! Идеально ложатся друг на дружку лишь банальные, многократно использованные рифмы. Оригинальная рифма подготавливается всей предыдущей строкой. Поясню на примере. Рифма, как правило, строится на ударной гласной и предшествующих ей (и/или следующих за ней) согласных. В ситуации, когда для образования рифмы не хватает какого-то согласного, нужный согласный вводится в слово, соседствующее с рифмуемым.
Перейду от сухой теории к практике.

когда живёшь, по небу плавая
не думаешь даже, что память дырявая
что прошлое съели с корнями мыши
и ты, хоть дышишь, уже не слышишь
«солнце над фолклендами» Ян Прилуцкий

Рифмы в приведенной строфе образованы разными частями речи – такие рифмы всегда малоожидаемы, а потому чрезвычайно сильны.
Сама по себе рифма «плавая – дырявая» не особо крепка и требует фонетической доработки. Автор решает эту задачу, вводя во второй строке слово «память», начинающееся с той же буквы, что и слово, к которому нужно подобрать рифму. «Плавая – память дырявая» звучит уже куда привлекательней.

По дыханию, по приметам ли,
к ручейкам и ночам прислушавшись,
между звездами и планетами,
в облаках, на морях, на суше ли...
«Цыганский шатер» Инна Молчанова

Рифма «приметам – планетами», несмотря на созвучие ударных слогов «мет – нет», задушена буквой «р». Чтобы ослабить влияние последней, автор вводит в первую строку «ли».
Похожая ситуация и с рифмой «прислушавшись - суше». «Суше» звучит слишком резко для рифмы в строфе, где задан тон былинной напевности, требуется смягчение. Более того, в слове «прислушавшись» самая сильная буква – «л», а значит, она должна быть введена и в четвертую строку. Эти две задачи решаются появлением «ли».

В других ладонях время течёт быстрее,
и наполняя себя людьми до позывов к рвоте,
как усердный портной, чужие иллюзии пере-
лицовываешь на свои. А Кузнецкий Мост - вот он
«жену Лота» Ульяна Заворотинская

В приведенной строфе использована оригинальная рифма «рвоте – вот он», построенная на слогах «вот – вот» и гласных-антиподах «е – о». Тут следует дать пояснение: почти у каждой буквы есть антипод – например «у – ю», «а – я», «ж – ш». Игрой с гласными-антиподами можно добиться умягчения (или огрубления) звучания при сохранении фонетической родственности. Данный пример это демонстрирует.

В кафе смешили шутками турки,
Окна смазывала демонстрация.
Вдруг, посыпалась штукатурка,
Замельтешил что демон, рацией
«В кафе» Алексей Всегдар

Здесь рифма составная – то есть к громоздкому слову, которое нужно зарифмовать подбирается созвучный ряд других слов: «демонстрация – демон с рацией», «штукатурка – шутками турки». Не сложно заметить, что слово штукатурка «состоит» из двух: штука и турка. Можно ли использовать подобную рифму? Крайне нежелательно: она слишком гладка и предсказуема. Простой перестановкой букв в слове «штука» мы получим другое – «шутка» и как результат, желаемый эффект неожиданной рифмы.

Аппетит пропал
от сожранной помады,
Счет духов слизанных
уже на шкалики.
Хочу любвищи
одной,
огромадной,
А выходит,
любовей много,
но маленьких.
«Заметки (из-под грудной клетки)» Алексей Всегдар

Здесь рифма строится на ударной гласной и целом ряде согласных: «сожранной помады – огромадной» – на гласной «а» и согласных «р», «н», «й», «д», «м», причем порядок следования согласных в зарифмованных словах разный.
Как видно выше, подбор крепких рифм – задача труднейшая и в решении этой задачи не помогут ни учебники, ни словари, а лишь интуиция и практика. Тут главное понять, прочувствовать сам механизм создания рифмы, а какой она получится в итоге, как ее обзовут – гипердактилической, йотированной или каламбурной – большого значения не имеет.

Дополнительные техники
Поэзия сродни химии. Можно провести простую аналогию. В химии атомы объединяются в молекулы, молекулы образуют соединения. В поэзии буквы объединяются в слова, слова образуют строфы. Поэзия, прежде всего – взаимосвязь слов. Слова, появившиеся в стихе случайным образом, не вписывающиеся в него фонетически, образуют лишь осадок.
Дополнительные техники позволяют усилить взаимосвязь слов в стихотворении. Все они зиждутся на одном фундаменте - технике работы с буквами и слогами, являясь ее надстройками. Например, первая буква в слове – всегда значима, поэтому слова, начинающиеся с одной буквы (или, что еще лучше, с одного слога) фонетически взаимосвязаны.

выпала шестеренка нежности, сломан связывающий механизм
памяти… так что шагай наощупь по шероховатым швам
лунных лучей на асфальте в сторону ночи и, тишиной храним,
остановившись в центре ладони, слушай мой голос… и выживай
«из мира живых. до востребования» Анастасия Киселева

Данный пример изобилует дополнительными техниками. Слова сшиваются начальными буквами: «сломан связывающий», «шагай… по шероховатым швам», «лунных лучей».
Применено множество родственных фонем: «сломан… механизм… памяти», «выпала… памяти… швам». Стоит заметить, что в последней цепочке третье слово фонетически не связано с первым, эту взаимосвязь создает второе слово.
Здесь же есть пример связывания слов фонетически подобными концовкой и началом, за счет чего первое слово словно перетекает во второе: «сторону ночи», «на асфальте».
Конкретных дополнительных техник можно привести множество, но тут опять же, гораздо важнее понять сам принцип применения, нежели заниматься их попугайным выучиванием. В идеале, в стихотворении не должно быть ни одного слова, не связанного с каким-то другим.

На посошок
Помимо описанных техник есть еще множество – лексические, этимологические, грамматические, синтаксические – но все эти техники являются лишь дополнением к представленным в данной статье. Эти техники скорее общелитературные, нежели поэтические, хотя, безусловно, поэт должен отлично владеть и ими. Пусть произведение изобилует сильными образами, оригинальными сравнениями, словообразованиями и пр., но без умело сотканной поэтической ткани оно все равно не будет стихом.
Позволительно сделать стул с необстроганным сиденьем и на двух ножках, если уж очень хочется, но не нужно предлагать этот стул гостям. Так и в поэзии – техническую слабость стиха оправдать нельзя.
Произведения, в которых не соблюдаются правила, описанные в данной статье, автор к поэзии не относит. Тем не менее, право на существование таких произведений автор признает.

Автор статьи Алексей Всегдар


Жизнь, как чашка чая, у кого какая!
Я
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.©
 
Vasilius Дата: Среда, 15 Июл 2009, 8:02 PM | Сообщение # 2
Воин
Группа: Проверенные
Сообщений: 229
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
Ну по этой статье я просто бездарь и ничего не могу! :D я конечно и так это знал, но это подтвердило все мои догадки!!!! аспида, спасибо что до конца открыла мне глаза! :D

Море - слезы Бога,
Реки - кровь земли.
Буква - жизнь для слога!
Рифма - жизнь души!
 
аспида Дата: Четверг, 16 Июл 2009, 10:29 AM | Сообщение # 3
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 549
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
Vasilius, ничего я тоже, не Лермонтов, но... кому не нравится хай помолчат, так что пишем, пишем, пишем

Жизнь, как чашка чая, у кого какая!
Я
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.©
 
Lita Дата: Пятница, 17 Июл 2009, 4:12 PM | Сообщение # 4
О-очень пугливый ангел
Группа: Модераторы
Сообщений: 3196
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
аспида,
Поэтом быть - как слыть пророком:
Слова всегда выходят боком.
То рифмы нет, то смысла нет...
...Я счастлива, что не поэт. :D


А конкурс памяти Николая Лазаренко?
 
аспида Дата: Пятница, 17 Июл 2009, 4:33 PM | Сообщение # 5
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 549
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
Lita,
Увы, но участь быть поэтом
Тебе и мне не миновать,
И горечь стастья наша в этом
И мысль одна - не сплоховать


Жизнь, как чашка чая, у кого какая!
Я
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.©
 
Rakesha Дата: Пятница, 17 Июл 2009, 4:52 PM | Сообщение # 6 | Сообщение отредактировал Rakesha - Пятница, 17 Июл 2009, 4:53 PM
Воин
Группа: Хранители
Сообщений: 496
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
Lita, аспида, девушки,ну вы жжОте! :D

Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.
 
Esunny Дата: Пятница, 17 Июл 2009, 5:06 PM | Сообщение # 7
Ученик
Группа: Проверенные
Сообщений: 145
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
Для особо занудливых могу посоветовать прочитать вот это (имеется в свободном доступе в интернете):
Теоретическая поэтика: понятия и определения
Хрестоматия
для студентов филологических факультетов университетов и пединститутов
по дисциплинам “Введение в литературоведение” и “Теория литературы”
Москва 1999

Или сборник статей по стихосложению Александра Иванова.

Тексты не привожу здесь по причине большого объема ))))))))

 
аспида Дата: Пятница, 17 Июл 2009, 5:07 PM | Сообщение # 8
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 549
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
Rakesha,
Зажжем свечу, потушем факел
Помоем ноги в луже дня
Напишем вирш, чтоб лихорадил
И прокречим - огня, огня!


Жизнь, как чашка чая, у кого какая!
Я
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.©
 
surgeon Дата: Пятница, 17 Июл 2009, 5:19 PM | Сообщение # 9
Ученик
Группа: Проверенные
Сообщений: 77
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
Расправив крылья мыслей чутких,
С древком пера наперевес
Бросаюсь в омут сказок жутких,
Ужасных драм и страшных пьес.

На пике быстрого полёта,
На ниве тщетной топора
Идёт угрюмая работа,
Бежит азартная игра.

А муза тоже меру знает:
Так, не сказав и пары строк,
Уж в буриме с другим играет.
У озаренья краткий срок.

Навеки это принимая,
Как задушевную печать,
Горя огнём и прогорая
Ты все ж не можешь не писАть.


Перемены - это единственное постоянство, которое нам дано...
 
Lita Дата: Пятница, 17 Июл 2009, 5:52 PM | Сообщение # 10
О-очень пугливый ангел
Группа: Модераторы
Сообщений: 3196
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
surgeon, как всегда - красиво и ярко.

Стихосложенья правила
Для всех нас жизнь составила.
Сама ж теперь и мучится:
Нарушить не получится...


А конкурс памяти Николая Лазаренко?
 
paul-bo Дата: Вторник, 28 Июл 2009, 9:57 AM | Сообщение # 11
Ученик
Группа: Проверенные
Сообщений: 130
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
И, все же, какие-то правила в стихосложении соблюдать нужно. Иногда просто необходимо!!!
Lita, аспида, Vasilius , посмотрите, хотя бы, последнее стихотворение в "С миру по строчке" - одна строка, хорошая, наверное продуманная в связи с чем-нибудь, но... Стих стал сразу никакой. :( и продолжать не интересно да и бессмысленно - словоблудие какое-то получается и все. Жаль...


...I don't laugh - my mouth was broken off!
 
OMu4 Дата: Вторник, 04 Авг 2009, 1:18 AM | Сообщение # 12 | Сообщение отредактировал OMu4 - Вторник, 04 Авг 2009, 1:19 AM
Отшельник
Группа: Экзорцисты
Сообщений: 609
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
Если соблюдать все правила по старинке, то никогда не родится ничего нового! Поэтому, если хотите творить в законах жанра, то и следует держаться его рамок, "ходить построенным коридором". Но если есть желание отступиться от рамок, жанров, традиций, искать, не озираясь и не боясь укоров со стороны, то непременно появится новое, своё... Творческое поле безгранично, а прыгать в бездонную яму и продолжать её углублять не всегда разумно. Можно порыться во всех, можно найти свою, но никто не запретит начать копать новую. Знание правил - признак хорошего тона, умение ими оперировать - мастерство, но всегда есть "НО"... Возможно, что шаг, который сегодня кажется глупым, завтра станет ключевым...

 
Vasilius Дата: Понедельник, 24 Авг 2009, 12:41 PM | Сообщение # 13
Воин
Группа: Проверенные
Сообщений: 229
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
OMu4, paul-bo, правило соблюдать стоит только в том случае, если ты хочешь продолжить то, что начали другие! привнося что-то новое-ты можешь ломать старые понятия стихосложения, но в защиту правельности, ты должен учитывать и форму стиха! дело ведь не в том, что ты не пишешь ямбом или хореем, хоку или танком! дело в том, то поэзия подразумивает не только красивое высказывания с рифмой на последнем слоке или слове! Поэзия-это ответ прозаическому истолкованию, т.е. не только рифма, то и последовательность мысли и такта! если ты сбиваешь слога-то по идее ты должен сбивать их в таком же порядке и в дальнейшем (есди это было сделано преднамерено!)! если смешиваешь стили-то должден соблюдать систиматику смеси (так называемый коктель)! зарифмонванные строки никогда не станут стихом, пока они не приведутся к определенной системе! но писать систему только под классиков тоже не праввельно! аоэтому как бы не хотели-но всё менятся, но при этом необходимо соблюдать какие то правила и идеи, иначе все приведет к анписанному перед писуаром: "...среди говна мы все поэты, среди поэтов все говно!" Извините за последнее выражение!)))

Море - слезы Бога,
Реки - кровь земли.
Буква - жизнь для слога!
Рифма - жизнь души!
 
Stihia13 Дата: Вторник, 13 Окт 2009, 1:02 AM | Сообщение # 14 | Сообщение отредактировал Stihia13 - Вторник, 13 Окт 2009, 1:04 AM
Ученик
Группа: Проверенные
Сообщений: 61
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
:'(
Увы, поэт необучё*ный


Муза приходит в пол-первого ночи
Если ей рады и если не-очень
Кто-то проспит - а кто-то проснется
Муза приходит... и остается
 
Alex_Vor Дата: Воскресенье, 29 Май 2011, 10:23 PM | Сообщение # 15
Воин
Группа: Проверенные
Сообщений: 198
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
Дамы и господа прочитал пару стихов. Загорелось, закипело во мне чудо зверь. Но в статье приведенной выше не х_на не понятна, по простому для полных в этом деле всю фишку раскрутите перпендикуляре. :D

Правило "Добропорядочнного пользователя":
1. Не флуди и не забанин будешь.
2. Относись к модератору так, как хочешь, чтобы он относились к тебе.
3. Анонимность не состояние души, а состояние аватара.
4. Цензура в постах - это честь пользователя.
5. Админ не флудит, он обучает кадры.
6. ЛС – один из способов общения.
7. ...
 
Munen Дата: Вторник, 31 Май 2011, 4:05 AM | Сообщение # 16
Карающий бич Розенталя
Группа: Модераторы
Сообщений: 6148
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
Quote (Alex_Vor)
Загорелось, закипело во мне чудо зверь. Но в статье приведенной выше не х_на не понятна, по простому для полных в этом деле всю фишку раскрутите перпендикуляре.


Коль фишка ляжет на перпендикуляре,
То я пойму, что ныне я в ударе.
Вы зверя все увидите явление -
Я тоже напишу стихотворение.


Где здесь пропасть для свободных людей ?!

 
Alex_Vor Дата: Понедельник, 27 Июн 2011, 8:07 PM | Сообщение # 17
Воин
Группа: Проверенные
Сообщений: 198
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
Munen,
Напрасно тратишь свой ум учтивый,
Меня нельзя на дозу раскрутить.
Я хуже черта, я ленивый.
А вам мой гений, не с руки
Учить убогих рукоблюдству!

А так :D ?


Правило "Добропорядочнного пользователя":
1. Не флуди и не забанин будешь.
2. Относись к модератору так, как хочешь, чтобы он относились к тебе.
3. Анонимность не состояние души, а состояние аватара.
4. Цензура в постах - это честь пользователя.
5. Админ не флудит, он обучает кадры.
6. ЛС – один из способов общения.
7. ...
 
Munen Дата: Понедельник, 27 Июн 2011, 9:51 PM | Сообщение # 18 | Сообщение отредактировал Munen - Понедельник, 27 Июн 2011, 9:52 PM
Карающий бич Розенталя
Группа: Модераторы
Сообщений: 6148
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
Quote (Alex_Vor)
Меня нельзя на дозу раскрутить.
Я хуже черта, я ленивый.
А вам мой гений, не с руки
Учить убогих рукоблюдству!


Когда бы чаще посещал меня мой гений,
Я не был бы такою бледной тенью,
И если гениальный не случился б передоз,
То написал стихов бы целый воз.
А так... не знаю, в чем поэзии черта,
Короче, в ней не смыслю ни черта!


Где здесь пропасть для свободных людей ?!

 
Alex_Vor Дата: Понедельник, 27 Июн 2011, 10:11 PM | Сообщение # 19
Воин
Группа: Проверенные
Сообщений: 198
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
Munen,
Мой милый друг или подруга
Твой ум зерно прозренья пустоты,
Истоки прозрения чепухи.
А гений только – Я.


Правило "Добропорядочнного пользователя":
1. Не флуди и не забанин будешь.
2. Относись к модератору так, как хочешь, чтобы он относились к тебе.
3. Анонимность не состояние души, а состояние аватара.
4. Цензура в постах - это честь пользователя.
5. Админ не флудит, он обучает кадры.
6. ЛС – один из способов общения.
7. ...
 
Munen Дата: Понедельник, 27 Июн 2011, 10:26 PM | Сообщение # 20 | Сообщение отредактировал Munen - Вторник, 28 Июн 2011, 10:04 PM
Карающий бич Розенталя
Группа: Модераторы
Сообщений: 6148
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
Quote (Alex_Vor)
Я хуже черта, я ленивый.

Quote (Alex_Vor)
Мой милый друг или подруга

Quote (Alex_Vor)
А гений только – Я.


Вам, вижу, лень разглядывать мой профиль,
А впрочем, так же я хорош анфас.
Все остальное мне, конечно, по фиг.
Вы гений? Что ж, не покидайте нас!


Где здесь пропасть для свободных людей ?!

 
Alex_Vor Дата: Вторник, 28 Июн 2011, 7:37 PM | Сообщение # 21
Воин
Группа: Проверенные
Сообщений: 198
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
Munen,
Убогим и хромым подам я руку на прощания,
И голосом своим скажу я на прощания,
Мой милый херувим, прости!
За гордость, бесславия пороков.
-X


Правило "Добропорядочнного пользователя":
1. Не флуди и не забанин будешь.
2. Относись к модератору так, как хочешь, чтобы он относились к тебе.
3. Анонимность не состояние души, а состояние аватара.
4. Цензура в постах - это честь пользователя.
5. Админ не флудит, он обучает кадры.
6. ЛС – один из способов общения.
7. ...
 
Munen Дата: Вторник, 28 Июн 2011, 10:08 PM | Сообщение # 22
Карающий бич Розенталя
Группа: Модераторы
Сообщений: 6148
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
Quote (Alex_Vor)
Убогим и хромым подам я руку на прощания,
И голосом своим скажу я на прощания,


О нет! Ещё не время расставания,
Но коли уж придет пора прощания,
Уйду, чтоб возвращаться в ваших снах,
Такое вам даю я обещание!


Где здесь пропасть для свободных людей ?!

 
varyag Дата: Четверг, 29 Ноя 2012, 12:29 PM | Сообщение # 23
Невольник жести
Группа: Проверенные
Сообщений: 1236
Статус: Offline
..:: Дополнительно ::..
Возьму на себя смелость привести длинную цитату из Книги, в общем-то, не особо мной любимого А. Белянина "Моя жена - ведьма"... Ибо, эта книга шедевр (ИМХО) и стоит особняком среди остальных его творений.... Ну а данная цитата ложится в тему обсуждения, как будто для нее и написана. Итак:

.... Начнем. – Скрипнув зубами, я приступил к делу, вспомнив достопамятную лекцию о поэзии в детской книжке о приключениях Незнайки. – Вы знаете, что такое рифма?
– Естественно, это когда слова оканчиваются одинаково.
– Предпочтительно на последние три-четыре буквы, – поправил я. – Тогда перейдем к элементарному: кровь – любовь, розы – морозы, палка – галка… Назовите рифму к слову лес?
– Что ж тут придумаешь на последние три-четыре? Мес, пес, кес, рес, бес… О, бес!
– Вполне в вашем духе. «Чистой» рифмой будет еще и полез, до небес, полонез, облез и так далее. Вообще, предпочтительно рифмовать разные части речи: глагол с существительным, существительное с прилагательным, прилагательное с глаголом. Рифмовка одинаковых частей речи типа «пришел – ушел, река – рука, красивый – спесивый» вполне возможна, но не особенно приветствуема.
– Почему?
– Из-за видимой легкости. Особенно это относится к глагольным рифмам… Поэзия не стоит на месте, она развивается. Говоря вашим языком, необычная магия требует нестандартных подходов к тексту заклинания. Итак, придумайте рифму к слову «стекло», но не существительное.
– Минуточку, я не успеваю. – Последние десять минут Велиар старательно конспектировал все, что я говорю, в маленькую книжечку. – Стекло, стекло, стекло… не существительное?
– Да.
– Не знаю, – сдался он.
– Отсекло, утекло, напекло и самый чистый вариант – стекло!
– Как это?
– Элементарно:
Во дворе стоит стекло
Вниз две капельки стекло,
вот таким образом существительное работает как глагол. Двигаемся дальше? Рифма к слову «май»?
– Ай!
– Хорошая рифма, настоящая хлебниковская, а еще?
– Вай!
– Угу… Вай-дод, караул! Это уже по-турецки, а по-русски что-нибудь? И глагол желательно… Все ясно. Записывайте: май, ломай, хромай, снимай… достаточно? Итак, это были рифмы простые. Теперь поговорим о сложных, сложносоставных и ассонансных.
– Что? – жалобно взвыл пристыженный демон Зла. – Это еще не все?!
– Конечно нет. Есть более сложные рифмы, типа «музе – иллюзий, просто – по ГОСТу, осень – оземь, остались – стали, мало – Буцефала, плохо – эпоха». Как видите, они не имеют чистого сходства окончаний, но тем не менее являются рифмами. Ну-ка рифму к слову «любовь»?
– Кровь!
– Это все знают, а еще?
– Еще… Бровь или нет, морковь!
– Уже лучше. Теперь, пожалуйста, сложную рифму.
– Любовь, мубовь, крюбовь, сюбовь, бовь, овь, – обреченно забормотал несчастный. Я многозначительно подмигнул Анциферу с Фармазоном, потом помахал рукой жене. Наташа уже успокоилась, она все поняла, она верила мне. Когда Велиар окончательно выдохся, я продолжил пытку:
– Любовь, не прекословь, свекровь! Это только «чистые», а сложных – суров, хохлов, бугров, листков – вообще не мерено. Теперь сложносоставные, как, например: петь и – клети, жив – ножи, жертв – жерл, шагну ли я – в края. Успели записать?
– Почти… но разве это возможно придумать?!
– Не знаю, не знаю… Но поэтическая техника есть, игнорировать ее глупо, останавливаться на достигнутом преступно. Нужно расти, а не пахать всю жизнь «в ширину», разрабатывая одну удачную тему, в одном ритме, похожими рифмами. Если вам дарован талант…
– Не надо лекций по богословию! – раздраженно отмахнулся поскучневший интриган. – Я и так отлично знаю эту библейскую притчу.
– Тогда продолжим. Рифмы на ассонансах имеют в своей основе чисто звуковое сходство, они являются достаточно сложными и в наибольшей мере зависят от музыкального слуха поэта и читателя. Привожу конкретные примеры: слово – другого, клобук – на лбу, небо – небыль, мордам – аккордом. Все понятно?
– Все. – Велиар отложил записную книжку и встал с трона. – Урок окончен. Надеюсь, больше никаких премудростей нет?
– В принципе, нет. Просто учитывайте в своем творчестве разнообразие ритма, не пренебрегайте ассоциациями, образами, ну и старайтесь, чтобы последняя строка имела особый вес. Вот в общем-то и все. Как говорил один литературный герой: «Сочиняй так, чтобы были рифма и смысл, вот тебе и стихи!» Я выполнил свою часть договора. Теперь отпустите ее.
– Не торопись, поэт…
* * *
Демон начал задумчиво прохаживаться по залу, что-то бормоча себе под нос и чиркая в книжечке золотой авторучкой. Анцифер и Фармазон придвинулись поближе:
– Сереженька, боюсь, я не до конца понимаю ваш хитроумный план… Не хотите же вы сказать, что открыли все секреты своей магии одному из самых злобных врагов человечества?! Вы отдаете себе отчет, что он может с этим сотворить?
– Он – графоман, – устало выдохнул я.
– Ну и че? – не сразу уловил Фармазон. – На фига ж ты ему, недоучке, все секреты выкладывал?! Он их в книжечку позаписывал, я сам видел. Теперь пользоваться будет на каждом шагу, станет поэтом не хуже тебя и такого насовершает… Все миры так тряхнет, что даже тошно станет!
– Тошно станет по другой причине, – успокоил я, – графоман тем и отличается от поэта, что в нем нет искры Божьей. Он титаническим трудом всего добьется: рифмы, ритма, смысла… Только поэзии во всем этом не будет ни на грош!
– А разве без поэзии магия слова не сработает? – недоверчиво сощурился Анцифер. Пришлось объяснять и ему:
– Ребята, если бы в мире срабатывала каждая пара рифмованных строчек – от колдунов прохода бы не было! Способность рифмовать заложена в каждом человеке. А вот поэтами рождаются единицы. Большими поэтами – вообще раз в столетие. Такого самовлюбленного графомана, как этот красавчик, хоть всю жизнь обучай поэтическим тонкостям, он в них как свинья в апельсинах…
– Ну вот, – радостно доложил наконец довольный Велиар, – кажется, я понял, в чем тут суть. В принципе, все магические приемы не настолько сложны, чтобы нельзя было анализировать, систематизировать и применять на практике. Вы получите свою жену, мое слово нерушимо! Но сначала я хочу убедиться, что получил именно те знания, благодаря которым вы добиваетесь столь впечатляющих результатов. По-моему, это справедливо?
– Не совсем, – поправил я, – в нашем устном договоре не упоминалось, что за пятнадцать минут я сделаю из вас профессионального поэта. Вы хотели знать поэтические приемы? Это я показал. Сможете ли вы ими пользоваться? Увы, это от меня уже не зависит.
– А от кого зависит?
– От Господа Бога. Какую степень таланта он вложил в вашу душу, той вы и сможете распоряжаться…
– Не-е-е-т!!! – взревел он так, что стены дворца вздрогнули. Лицо Велиара исказилось нечеловеческой яростью. – Твой Бог ничего не может мне дать или отнять. Я сам себе голова! Я сильнее его! Мне была нужна тайна твоей магии, тайна твоих рифм – я получил ее! Смотри и слушай, жалкий поэтишка, – сейчас от моих стихов весь мир покроется пеплом!
– Начните с чего-нибудь попроще, – спокойно посоветовал я.
Он бросил на меня горящий взгляд и, приняв горделивую позу, начал читать, подглядывая в книжечку:
Хочу, чтоб шар земной
Остановился, повелеваемый мной!
Хочу, чтоб сгинул Господь Бог!
Такое я придумать смог
Хочу, чтоб все, всегда, везде
Принадлежало только мне!
Прокричав в потолок последнюю строфу, новоявленный «поэт» замер в театральной стойке с искаженным лицом и воздетыми вверх руками. Прошла долгая минута, ничего не происходило… Верховный демон чуть изменил положение рук и сделал вид, будто бы пристально рассматривает какое-то пятно в потолочных росписях. Попытка изобразить хорошую мину при плохой игре…
– Я… что-то сказал не так?
– Изломан ритм, общий смысл слабоват, а «везде» и «мне» – вообще не рифма! Но мне показалось, что вы больше не нуждаетесь в моих советах?
– В советах, может быть, и нуждаюсь, а в критике – нет! Имейте в виду, что если у меня ничего не получится – я не отдам вам вашу жену.
– Это будет прямым нарушением договора, но не будем спорить, посмотрим… Итак, что вы еще насочиняли?
– Попрошу без издевок! – сурово предупредил Велиар. – Сейчас я прочту такое, отчего мир вздрогнет до основания и Вселенная рассыплется в пыль.
– Ужасно интересно… – хором буркнули мы трое. Хозяин черного дворца зыркнул на нас злобным взглядом и, отмахивая рукой ритм на манер Вознесенского, понес:
Пусть реки крови
Текут по Земле.
Не надо любви –
Пожары везде!
Пусть смерть собирает
Жатву тел человеческих!
А кто убегает –
Все равно умрет
В муках нечеловеческих!
Пусть только Зло
Здесь правит бал.
Нам повезло,
Ведь Сатана нас всех призвал!
И только я прочту
Эти стихи,
Как всем конец наступит
За их грехи!
– Ой! – тихо вздохнул Фармазон, хлопая себя ладонью по лбу. В нависшей тишине это прозвучало как гром небесный. – Ну и хрен… Отродясь ничего более бездарного не слышал.
– Не то слово, – поддержал Анцифер. – У рифмоплета нет ни малейшей надежды. За такие стихи надо бить по морде подсвечниками!
От столь нелицеприятных отзывов сподвижник Сатаны сделался красным, как переходящее знамя. Он смотрел на нас вытаращенными глазами, раздувая ноздри и сжимая кулаки.
– Что ж, не всем так легко пробиваться к читателю. Настоящих ценителей мало… Некоторые поэты, даже из великих, стали почитаемы лишь после, смерти. Заметьте, я ведь предупреждал, что это не будет легко. Поэтическое признание надо заслужить.
– Ладно, поэт… твоя взяла. Я хочу сам, лично, убедиться в могуществе твоей магии. Моя сила – вот она! – Велиар развел руками, и зал неожиданно наполнился моими непримиримыми врагами. У самого трона стоял старый Сыч, вздыбив шерсть и оскалив желтые зубы. Со всех сторон на нас смотрели волки. За ними мрачно толпились инеистые великаны из Йотунхейма, барин Павел Аркадьевич сидел в кресле-каталке, не выпуская из рук памятного ружья. Справа стояли несколько испанских монахов и солдат. За нашими спинами возвышался великий Фенрир. Даже те шестеро парней, что случайно ввязались с нами в драку, – были тут, мрачно поигрывая кастетами. Вот, кстати, графиню я не увидел. Может быть, она все-таки исправилась или мое стихотворение о любви так подействовало на женское сердце?
– Что ты теперь слышишь, поэт?
– Я не просто поэт, я – муж ведьмы!.....


На жаль, від дурнів серце не сховати…
Яка б в коханні не чаїлась сила,
Та люди, замість вчитися літати,
Бездумно відтинають іншим крила.
 
Фэнтези Форум » Наше творчество » Поэзия » УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ : Правила стихосложения (нарыла на просторах нета)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: