Что хочу от отзывов: советов, как прыгнуть выше своего потолка начинающей графоманки, и как закончить роман почти как настоящая писательница - не завалить его с позором. Очень люблю свой мир, героев итд. Если бы кому-то было не лень, понравился бы мир или герои, могла бы показать текущий синопсис в личном общении...
Синие зори Астры (18+)
Дисклеймер: Любовный роман в сеттинге твёрдой научной фантастики.
Первое произведение в серии из четырёх (не считая рассказов). Это роман, в нём запланирована, по текущей редакции синопсиса, 21 глава. Второе и третье произведение цикла должны быть повестями(~5-10 глав), и четвертое опять романом.
Два готовых рассказа по тому же миру:
Я начинающая графоманка, не судите строго За образец при создании мира Астры я брала такие работы как "Ложная Слепота" Питера Уоттса, "у меня нет рта, но я должен кричать" Эллисона, фильм Пассажиры (вероятно, единственная популярная любовная история в сеттинге твёрдой НФ).
Кому НЕ стоит читать: тем, кто не может читать плохо вычитанные черновики с проблемами со стилем(буду править, когда закончу первую книгу), любителям скреп(серьезно, даже не открывайте), предпочитающим позитивные миры (в первых трёх произведениях читателя ждёт ощущение безнадёги. Четвертая книга будет немного позитивнее), тем, кому может стать плохо от натуралистичных описаний генно-модифицированных существ (особенно это будет касаться третьей книги, но и в первой такие создания встретятся героям. В уже опубликованном тексте такого пока нет), любителям клубнички(простите, но порнухи тут не будет)
Краткое описание первой книги:
Любовный роман в сеттинге твёрдой(это важно!) научной фантастики. Мир после технологической сингулярности, когда люди перестали быть венцом эволюции. Мир, в котором люди, вышедшие было в космос, вымерли, либо были заменены сверхинтеллектами везде, кроме Марса, а на Марсе цивилизация людей сколлапсировала в неосредневековье, сосредоточившись только на выживании, теряя технологии каждый год. О твердоте мира: то, что касается ЛОРа, я стараюсь пояснять в тексте. Многие загадки и противоречивости должны найти объяснения по мере развёртывания сюжета — поверьте, я потратила много времени продумывая это всё(от технологий до экономики и социальной структуры общества). Хотя и не гарантирую отсутствия ляпов.
Но так как это твердота, то роман изобилует техническими подробностями, которые могут быть непонятны читателю — такие штуки вынесены в сноски
Про мир/ЛОР можно почитать тут
Ещё из важного для рецензии и понимания текущего состояния этой работы: в первой редакции этого романа должно было быть по плану 30 глав, я написала 10 из них и девять выложила:
Но получалось так себе: своеобразное подражание Уотсу во флэшбеках в прошлое не очень вязалось с русреалом исторической симуляции/матрицы во второй линии. Плюс выходил джен вместо запланированной любовной истории.
Поэтому я переделала произведение заново, разбив его на 4 части, и вроде он даже кому-то нравится - в данный момент выложены 4 главы из 21й (не единственный позитивный отзыв):
Предполагаю такую структуру истории:
1. Марсианская линия("Синие зори Астры") (ранее флэшбеки Алекса) - роман из 21й главы, гет на Марсе который заканчивается
смертью Астры
2. Линия в симуляции в России (условное название "безнадёжные зори Астры") - повесть из глав 10 (но синопсис я ещё не писала по новой версии)... Жанр джен с элементами полугета, полуслэша на сеттинге русреала, безнадёги.
Заканчивается ещё хуже, чем начинается. ГГ в "матрице" не будет понимать, реален ли этот мир или нет? Читатель, который будет читать эту работу первой в цикле - тоже
3. Линия у постлюдей - скорее, наверное, артхаус и запредельный ужас? Я буду вдохновляться "У меня нет рта чтобы кричать" - повесть глав на 5.
Заканчивается хэппиэндом
4. Вторая линия на Марсе - роман, тоже глав 20. Джен с элементами гета.
Имеет фальшивый хэппт энд, потом полная задница, потом опять хэппи энд - приём вотэтоповорот
И два рассказа по тому же миру с автортудея - он генерирует fb2. Но меня больше интересует критика по 4 главам романа (почему - объяснила выше). Хронологически эти рассказы должны быть после первого романа и до второго произведения (повести)
Добавлено (13 Дек 2022, 0:32 AM) --------------------------------------------- А, ссылки на описание ЛОРа тоже убрали, тогда вот ещё про ЛОР(копипаста с автортудей)
Про сверхразумы(если Вы не критик, а читатель, можно безопасно открыть - нет сюжетных спойлеров):
Продолжение самопиара про мир моего любовного романа (пишется, не вычитан, имеет проблемы со стилистикой) на сеттинге твёрдой научной фантастики. В настоящий момент по этому миру, помимо романа, опубликованы два законченных рассказа
Если вы ещё не читали мои прошлые посты в блоге, прошу начать чтение с первого поста, и с предыдущего - про выживание остатков человечества на частично терраформированном Марсе.
Согласно сюжету моего романа, в первой половине XXIIго века на Земле случилась технологическая сингулярность - люди построили искусственный интеллект, который умнее человека, этот искусственный интеллект построил ещё более умный искусственный интеллект, после чего процесс рекурсивно, и всё более быстро повторялся ещё множество раз.
Что именно произошло на Земле, никто в момент действия романа не знает - ни оба ГГ, ни марсианские остатки человечества, ни даже постлюди, порождённые той самой технологической сингулярностью, но одно известно точно: люди сперва вымерли на Земле, а потом, без поддержки метрополии, вымерли все остальные человеческие колонии в солнечной системе, за исключением одной - марсианской. У меня есть творческие планы по дописыванию - я её уже начала, и у меня есть черновик повести-приквела, которая описывает эти события глазами колонистов Марса и Луны. Надеюсь дописать её, и опубликовать после основного романа - "Астры". Произошедшее на Земле я раскрывать в виде какого-то рассказа, повести не планирую, потому, что не чувствую себя в силах описать это правдоподобно. Как и читатель, могу лишь гадать, что именно случилось. Вероятно, никто специально людей убивать на Земле не хотел, а вымерли они просто в результате случившегося хаоса, например, как побочки процесса геоинжениринга - вероятно, кто-то из сверхинтеллектов мог активизировать супервулканы, чтобы получить доступ к редкоземельным металлам. А может, произошло что-то другое. Впрочем, и злой умысел исключать тоже нельзя - например, какого-нибудь психа, который ненавидел человечество, был загружен в компьютер, и чей разум был многократно усилен. А может, случился сценарий вроде максимизатора скрепок
Отвечу на невысказанный, но очевидный вопрос, почему о причинах вымирания не знают и постлюди? Особенно, учитывая то, что, среди постлюдей есть те, кто, вероятно, изначально был человеком, но чья личность была загружена в компьютер. Почему? Потому, что по непонятным причинам постлюди столкнулись с проблемой фальсификации хронологии. Множество постлюдей "помнят" события, которые не могли происходить - нарушают законы природы, или даже противоречат друг другу.
Когда хаос постсингулярности закончился, и у постлюдей сформировались стабильные социальные структуры, они, несмотря на весь их интеллект, рациональность и вычислительные возможности, так и не смогли распутать загадки ни собственной истории, ни даже досингулярной истории человечества. В связи с этим, общество постлюдей очень интересуется историей. В частности, досингулярными артефактами, которыми владеют марсианские остатки человечества. А так же запускают исторические симуляции на превращённом, в суперкомпьютер, Титане (подробнее об этом я напишу в другом сообщении блога).
Помимо интереса к истории, постлюдей так же объединяет страх, нет, даже СТРАХ перед неконтролируемым прогрессом. Постлюди боятся, что дальнейшие события могут отменить их статус разумных существ, контролирующих собственную судьбу, как это уже случилось с хомо сапиенсами. Поэтому, существует договор об "ограничении гонки вооружений", а точнее, вычислительной мощности, который замораживает существующее положение дел и существующую иерархию.
В мире романа рассказывается о том, что социальная пирамида постлюдей состоит их трёх уровней: на третьем, высшем уровне находятся изначально цифровые личности совершенной программно-аппаратной архитектуры. Таковых в солнечной системе менее десяти. Я ещё точно не решила, сколько их будет в мире Астры, но точно не меньше двух.
Каждый из постлюдей третьего уровня контролирует, в одном случае, систему Урана, а в другом систему Нептуна, превратив их в гигантские фабрики по добыче гелия-3, и по сжиганию его в термоядерных электростанциях, тратя всю или почти всю добываемую энергию для вычисления собственного мышления. Все спутники обоих газовых гигантов разобраны, и превращены, по большей части, в датацентры и мириады радиаторов для охлаждения компьютеров, в которых, собственно, оба постчеловека и живут.
Постчеловека, который контролирует систему Уран, люди, а так же некоторые постлюди первого уровня (о них ниже) прозвали именем Хэлл. Оба ГГ с ним однажды столкнутся, но "взаимодействие" будет очень односторонним - для Хэлла человек, поведение которого он может полностью вычислить, попросту смоделировав его разум с помощью эмпатии не представимого для нас уровня мощности, это открытая книга. Примерно как для современных исследователей-людей поведение насекомого, головной ганглий которого мы моделируем
Другой (другие) постлюди третьего уровня в романе представлены не будут. Количество постлюдей третьего уровня ограничено ресурсами солнечной системы, и договором. Похоже, постлюди третьего уровня уже используют для своего существования почти все доступные вычислительные ресурсы солнечной системы.
Что внутри психики существ третьего уровня - неизвестно. Они загадка обоих ГГ, читателя и даже автора. Стоит воспринимать их как высокоэффективный чёрный ящик, ограниченный только законами природы, теорией игр, энергетическим и ресурсным балансом, и договором с другими постлюдьми представителями третьего уровня.
Теперь о постлюдях второго уровня. Вторым уровнем, как я уже отмечала выше, являются загруженные в компьютер люди, интеллект которых был значительно усилен, но таким образом, чтобы их личностные характеристики не изменились. Помимо бывших людей, постлюдьми второго уровня могут являтся те, кто никогда не был человеком, всегда был ИИ, но чья программно-аппаратная архитектура устарела, или в целом, неудачна. Постчеловек второго уровня, в мире романа, не может стать постчеловеком третьего уровня, так как его интеллект не может быть отмасштабирован вверх из-за архитектурных ограничений. А если устранить эти ограничения, то он перестанет быть самим собой, то есть, дальнейший апгрейд для такой личности был бы самоубийством.
Постлюди второго уровня самостоятельны, но следуют правилам, которые им навязаны диктатом постлюдей третьего уровня. Они могут работать над разными проектами - например, историческими симуляциями на Титане занимается существо, которое Алекс и некоторые люди знают как Дженифер, а другие постлюди как JGDP-0x7c0. Дженифер бывший человек, родившийся ещё в далёком XXм веке. Разум постлюдей второго уровня состоит из множества "подпотоков", подчинённых субличностей, полуразумных субсуществ, либо вообще неразумных программ, которым основная личность может поручать выполнять ту или другую работу. А самое главное, сама главная личность запущена сотни или тысячи раз, при этом все её экземпляры разделяют одну память - таким образом, постчеловек не изменяя основы своей личности, живёт множество жизней одновременно, помнит их, и является как бы коллективом одинаковых людей, которые считают себя одним целым.
Либо, постчеловек второго уровня может вообще ничем полезным, с точки зрения постчеловека третьего уровня или общества постлюдей, не заниматься, а проводить всё время в просмотрах интересных сюжетов из исторических симуляций, либо в развлечениях с, например, домашними животными, в качестве которых может держать и людей.
Внизу пирамиды постлюдей находятся постлюди первого уровня. Авторским произволом я постулирую, что вычислительная техника так и не достигнет того уровня эффективности, который имеют нейроны и биологический мозг. Поэтому, такие существа как Дженифер, и, тем более, Хэлл, запущенные на электроннике (фотонике?) довольно дороги и неэффективны.
Поэтому, наиболее многочисленными постлюдьми являются ГМ-сконструированные существа, сверхразумы на биологической основе. Типичный первый уровень, это, например, двух-трёхметровый шарик мозга, состоящий из высокоэффективных, многоядерных нейронов, вроде птичьих, управляющий живым, состоящим из металлоорганических композитов, кораблём-газовозом, перевозящим гелий3.
Это существо, вероятно, имеет IQ, в разы больший, чем у любого, когда-либо жившего, в истории, человека, но немного аутичную психику, в совершенстве знает небесную механику, системы своего корабля, но не имеет никаких хобби, кроме работы, вполнять которую оно счастливо.
Другим представителем первого уровня может быть "кубик" 5x5x5 метров, в котором плавает большой мозг с обеспечивающими его работу органическими и механическими органами, который подвешен к аэростату, плавающему в Атмосфере Юпитера, Сатурна, Нептуна, Урана, и который работает оператором дронов, обеспечивающих добычу гелия 3.
Это существо тоже аутично, и тоже очень любит свою работу.
Описанная выше Дженифер имеет в подчинении большое количество таких мясных шариков, которые выполняют разную работу. Не все их них аутичны, некоторые, напротив, гиперсоциальны - если это нужно для работы, но все существа первого уровня счастливы своим местом в мире, и ничего менять не хотят, потому, что созданы таким образом.
О другом представителе первого уровня можно прочитать под спойлером (не рекомендуется открывать, если Вы планируете читать мой роман)
сюжетный спойлер(в случае, если кто-то захочет читать, а критиковать нет, и не хочет знать что там будет дальше, открывать не стоит):
Представьте себе зоопарк, ну или кусткамеру, куда из "матриц" исторических симуляций выгружают разных уродцев, имеющих научную или коллекционную ценность. Представьте себе комнату в зоопарке, занятую пятиметровой, круглой тушей с ртом, совмещённым с анальным отверстием, которое намертво пристыковано к трубе, подключённой к канализации и питательной системе. И только соображения безопасности не дали инженеру, который проектировал это существо - мы не знаем кто это был, может Хэлл, может, Дженифер, а может кто-то ещё, даже точно такой же мясной шарик, но живущий работой генетического инженера - отделить дыхательную систему. Существо дышит, сжимаясь, и разжимаясь. При каждом выдохе под кожей шарика-существа образуются вытянутые ребрами бугры мышц. У существа нет ни глаз, ни ушей, ни обоняния. Зато у него есть нейрочип, который подключён к камерам, микрофонам, тепловизорам, лидарам, радарам, и всем другим датчикам заповедника, вплоть до счетчиков гейгера.
Существо имеет черты выраженного психопата - его социальный интеллект, по меркам людей, невероятно высок. Оно может, вероятно, раскрыть любую интригу, организованную бунтующими жителями кунсткамеры, и само организовать такую, сложность которых не видывали ни дворцы китайских императоров,ни сенат римской республики, ни даже комитеты Сената США. Существо искренне считает себя невероятно крутым, даже более крутым, чем его шеф - Дженифер, но создано слишком трусливым и ленивым для того, чтобы устроить какую-то интригу против своих создателей.
Про Марсианские остатки человечества(такая же копипаста если Вы не критик, а читатель, можно безопасно открыть - нет сюжетных спойлеров)
Продолжение прошлого поста про мою попытку написать любовный роман на сеттинге твёрдой научной фантастики.
В этом посте хочу рассказать про то, что из себя представляет, в моей бездарной графомании, Марс.
В первой половине следующего века человечество колонизировало большую часть Солнечной системы, и одной из колоний стал Марс. Автор знакома с работами вроде "пределы роста", и с предположением, что из-за надвигающейся климатической катастрофы ресурсное изобилие человечества закончится, но в сеттинге этого романа предполагает, что эти проблемы были решены - с помощью получения технологии термоядерного синтеза, которая и привела к новой эре изобилия. Поэтому колония на Марсе, до самой катастрофы, не испытывала почти никаких проблем с нехваткой ресурсов: люди жили не в подземных жилищах, в которых они скорее всего будут жить в реальности, если мы колонизируем Марс сейчас, а по-царски в куполах. Люди на Марсе (называемые в романе "Предками-основателями") начали и процедуру Терраформирования. К сожалению, для остатков человечества, закончить они её не успели. Однако, поднять давление выше предела Армстронга Предки-основатели успели. Благодаря им, скафандры, чтобы выйти на улицу, сложная внекораблельная деятельность больше не нужна - а ведь в современном мире подготовка к внекорабельной деятельности на МКС занимает часы.
Вместо скафандра колонисты марса используют лёгкую кислородную маску.
Вокруг экватора они построили сверхпроводящее кольцо для формирования искусственной магнитосферы. Для её запитывания, вдоль кольца расположены дейтерий-тритиевые термоядерные электростанции. Да, чтобы плотная атмосфера улетучилась, нужны миллионы лет. Но у предков основателей, как я говорила, была вторая, после эры нефти, эра ресурсного изобилия, и они строили сразу правильно, хорошо, и на тысячи веков
К моменту катастрофы на Земле, на Марсе жило, допустим, 150 млн человек или вроде того - эта цифра может быть изменена в будущем, по мере моей работы над текстом. После того, как Марс остался с жестокой природой один на один, без импорта товаров из Метрополии, без образованных мигрантов и без земных технологий, на Марсе началась война всех против всех, в ходе которой погибла подавляющая часть населения колонии - видимо, в живых осталось примерно пару миллионов человек. Большая часть куполов была разрушена в ходе боевых действий. Однако, термоядерные электростанции кольца, напротив, никто не трогал - именно их бандформирования, в которые сбились силовики, и пытались захватить в первую очередь. Эти термоядерные электростанции создали экономическую возможность для неофеодализма - ведения натурального хозяйства в пределах Сектора кольца, феода. Феод в романе и называется Сектором.
Общество сектора совсем не разделяет ценностей гуманизма, которые важны для автора, и, наверное, для значительной части её потенциальных читателей. Например, в Секторе, в котором и происходит большая часть одной из сюжетных линий романа, есть право первой ночи, большая часть населения является рабами, а принадлежность к элите определяется не личными достижениями человека, а рождением в семье феодала. Языком Сектора, по сюжету, является англо-китайский пинджин. Поэтому те слова, что я выдумала для романа, обычно представляют из себя англофицированный вариант китайского слова. Например, наиболее привелигированный класс называется фунджанинами, а рабы ногфлерами.
Общество Сектора это, как бы о нём, наверное, сказали некоторые современные феминистки, общество токсичной маскулинности на стероидах - отсюда и право первой ночи, которое, которое, конечно, не имеет никакого экономического значения, зато имеет символическое. В чём-то оно напоминает мир "рассказа служанки", в чём-то оно даже более жестко, в чём-то более рационально: оно совершенно не религиозно, несмотря на то, что это мир неосредневековья.
Из полукровок-бастардов, которых в секторе множество из-за социального института первой ночи, фунджанины формируют военные отряды, которые и являются основной силой, удерживающей власть над ногфлерами. Избыток бастардов утилизируется сектором в набегах на соседние сектора.
Завоевательных войн нет или почти нет, потому, что верховный фунджанин каждого сектора может, если всё пойдёт плохо, взорвать термоядерную электростанцию, и захватчик уйдёт ни с чем, после чего получит "санкции" от Торговой Лиги, и не сможет получать товары, которые сектор не производит.
Торговая лига это, в мире романа, организация торговцев, которая водит кОрованы вдоль Великого Кольца - кстати, их никто не грабит. Хотя все сектора, в основном, ведут натуральное хозяйство, и скорее всего даже выжили бы без торговли в принципе, всё же Торговая Лига важный институт для выживания остатков человечества на Марсе.
Сам по себе торговый караван выглядит, с точки зрения автора, примерно как то, что мы видим в экранизации Mad Max, только передвигается на электрических роверах, подзаряжаемых от станций на Великом Кольце.
Каждый год человечество теряет технологии, которыми когда-то владело. Вместо технологического прогресса, общество Марса живёт в эпоху технологического регресса. В некоторых вопросах Сектор развит лучше современной Земли - всё же проблем с энергией они не испытывают, спасибо термояду, но с другой стороны, построить ещё одну d-t термоядерную электростанцию они не смогут. Вряд ли сможет даже лига, у которой в запасниках есть множество компонентов недостроенных реакторов. Хотя мелкий и, иногда, даже крупный ремонт, в том числе с заменой зоны реактора, люди выполнять могут.
Хайтек, в технологиях сектора, сочетается с архаикой и каким-то даже дизель-панком. Например, у всех людей на Марсе есть нейроимплант, дающий людям множество возможностей. Однако этот нейроимплант гораздо примитивнее того, который имели колонисты Марса до катастрофы - по сути это просто устройство ввода/вывода, подключённое к зрительной, слуховой коре мозга, и способное считывать и передавать эмоции. Когда-то давно, века назад, мыслеграммы были действительно мыслеграммами. Теперь же, через Сеть Сектора, люди обмениваются текстовыми и голосовыми (и распознанными) сообщениями, к которым прикрепляют эмоции - это и называют мыслеграммой. Нейрочип, у каждого жителя сектора, подключён к имплантированному, в кость руки, дизельпанково выглядящему компьютеру-пипбою. Автор представляет его себе примерно как пипбой из игры Fallout 4. В этом устройстве есть множество датчиков и сенсоров, нужных для выживания на чужой и враждебной людям планете, например, компас, реагирующий на магнитное поле Кольца, например, радио-модем, для подключения к Сети сектора, барометр, акселерометр, прямая лазерная связь с другими пипбоями, и, главное, встроенный инъектор. Этот инъектор используется для укрепления власти фунджанинов над ногфлерами. Если, скажем, нейрочип, с помощью распознавания образов на зрительной коре мозга ногфлера распознает, что тот смотрит на лицо фунджанина, и испытывает ярость, то тут же поднимет тревогу и автоматически вколет первому в кровь успокоительное.
Точно так же нейрочип с пипбоем используются и для накачки наркотиками, отключающими усталость и страх для тех ногфлеров, кто используется на такой тяжелой и опасной работе, как добыча льда в шахтах.
Впрочем, ногфлеры-специалисты, будучи ценными сами по себе для сектора своими знаниями, живут гораздо лучше простых работяг.
Сословное общество сектора, как и сословное общество в человеческой истории, акцентирует разницу между сословиями и с помощью одежды. Фунджанины носят красно-чёрный, марсианский камуфляж - красный цвет мужской цвет. Ногфлеры обозначаются полосками. Скажем, женщина ногфлер-специалист носит фиолетово-полосатый комбинизон.
Теперь о ГГ. По сюжету, одна из ГГ, Астра, это как раз специалист. Другой ГГ, Алекс, это солдат-бастард.
Алекс ненавидит элиту сектора, и вообще общественно-политический строй Марса. Эту ненависть ему внушила мать, которая ненавидела отца Алекса-фунджанина, который насиловал её долгие годы. Его мечта - устроить революцию, освободить рабов - эту концепцию он подсмотрел в старом, Земном, созданном до катастрофы контенте, а так же у Торговой лиги - она частенько освобождает своих ценных рабов. И для читателя он должен казаться гораздо более понятным, человечным, гуманным. Однако, Алекс дитя своей эпохи, и его этика отлична от этики автора, и, наверное, читательской. В частности, он не видит вот вообще ничего плохого в убийстве чужаков. Свои, например, друзья, Астра, или даже жители сектора, которые не ведут себя излишне жестоко, для него очень важны, он готов за многих из них умереть. Но чужаки - пожалуй, ради забавы он их убивать не будет, но только потому, что он не садист. Но если это будет для него безопасно, и он получит существенный профит, он немедленно замучает ради него любое существо, и не будет испытывать никаких угрызений совести, как и другие его современники, привыкшие расчеловечивать чужаков.
Менталитет Астры же заметно отличается - она, с одной стороны, слишком плотно сидела на древнем Земном контенте, а с другой, вообще родилась за пределами сектора. Ниже под спойлерами два сюжетных спойлера. Первый из них раскрывается в самом начале романа, а второй позже
Сюжетные спойлеры к Марсианской линии(в случае, если кто-то захочет читать, а критиковать нет, и не хочет знать что там будет дальше, открывать не стоит)
Астра дикарка, которая выросла в Секте симуляции. Видимо, она верит в то, что наш мир не является реальным, а симулируется в матрице. Веру сектантов подкрепляет то, что постлюди, которые сменили вымершее человечество везде в солнечной системе, кроме Марса, запускают исторические симуляции-матрицы на превращённом в гигантский суперкомпьютер Титане - спутнике сатурна
В кратере Эллада, в ходе незаконченного терраформинга, сформировалось озеро-море, под которым находится единственное известное человечеству на Марсе месторождение урана. На такой ресурс не могла не наложить лапы Торговая Лига, которая провела единственную, в своей истории, завоевательную войну, отжав озеро у фунджанинов кластера Эллада. Последние по-прежнему контролируют берег озера, и термоядерную электростанцию, на которую Лига и не думала претендовать. В ходе агрессивной, собственнической добычи урана, из-за общей ресурсной и технологической бедности человечества на Марсе, даже Торговой Лиги, море-озеро было загажено, и теперь от него мягко говоря фонит. Это ещё больше подогревает напряжённость между Лигой и Сектором Эллада
Сюжетные спойлеры ко второй (ненаписанной) работе
В другой сюжетной линии читатель сталкивается с вроде бы другой астрой, в симуляции. Но на самом деле, это и есть та же самая астра, но восстановленная постлюдьми в "матрице". Астра-I умирает на Марсе, и Алекс заключает с постлюдьми контракт - они пытаются обратить назад второе начало термодинамики с помощью численных и статистических методов, и максимально восстановить личность астры после смерти её Мозга, на основе всей сохранившейся информации, включая его собственные воспоминания, а он взамен, работает "сталкером" в симуляциях