Аня медленно перелистывала страницы книги «Волшебник Изумрудного города», рассматривая красочные картинки. Ей нравилось, как художник прорисовал персонажей сказочной истории: Страшила в синей широкополой шляпе, железный дровосек с топором на плече, лев, ну и, конечно же, Элли с Тотошкой, идущие по дороге из желтого кирпича. Она обожала эту книгу, дорожила ей как самой ценной вещью на свете. Волшебный мир будоражил ее сознание, погружал в водоворот фантазий. В грезах Аня преодолевала трудности вместе с Элли и выходила победительницей из самых сложных ситуаций. Волшебный мир, такой непохожий на тот, в котором она жила. У Ани не было подруг - дети почему-то сторонились худенькой десятилетней девочки с постоянно усталым грустным взглядом. Да и сама Аня, давно утратившая непосредственность, уже не пыталась заводить друзей. Наивность в ней разрушалась в бесконечной череде разочарований. Опасение сделать или сказать что-то неправильное, из-за чего на нее будут смотреть с осуждением, превратило ее в нерешительное создание, вызывающее у многих жалость и недоумение. Аня закрыла книгу. Из соседней комнаты, как апофеоз ночной пьянки и похмельного утра, доносился раскатистый храп нового сожителя матери и самой матери – стонущий, протяжный. Они полчаса как уснули и проспят до вечера. Аня это хорошо знала, ведь такая ситуация повторялась изо дня в день. Случались и исключения: утренняя похмелка могла затянуться до полудня, а бывало, что в гости заходили местные алкаши, и тогда пьянка продолжалась целый день. Аня привыкла. Со временем она перестала замечать вонь перегара, буквально впитавшуюся в стены квартиры. Привыкла испытывать постоянную тревогу с примесью страха. Привыкла к брани матери, к ее опухшему лицу, к пьяным голосам и грязи. Изначальный внутренний протест был подавлен смирением, пониманием, что уже ничего не изменится в лучшую сторону. Ей оставалось только жить в напряжении, в ожидании худшего. Аня любила мать, ведь помнила, какая она была еще три года назад. Да и сейчас девочка иногда видела в глазах матери сожаление, или внушала себе что видит. Она положила книжку под подушку, вынула из тумбочки шоколадную конфету, которой ее вчера угостила соседка, и пошла на кухню. Сразу же открыла окно. Прохладный осенний воздух разбавил кислый запах перегара свежестью. Аня осмотрелась и с удовлетворением отметила, что сегодня на кухне не так уж и грязно. Да, по столу разбросаны окурки, в тарелке высохшие макароны и огрызок от яблока, разорванная сигаретная пачка – бывало и похуже. На полу валялись опять же окурки, две пластиковые бутылки и монетки. Аня собрала мелочь и пересчитала. Двадцать три рубля. «Совсем не плохо! Хватит на буханку хлеба». Она положила монеты в карман, после чего поставила чайник и занялась уборкой. Храп матери перешел в невнятное бормотание. В коробке оставалось всего пять пакетиков чая, и Аня решила каждый пакетик теперь заваривать по три раза, чтобы растянуть на неделю. Она развернула конфету и разрезала ее пополам. Одну половинку отнесла в свою комнату и спрятала в тумбочку. Ведь если она съест всю конфету сейчас, то вечером об этом пожалеет. Аня пила горячий чай, откусывая от половинки конфеты крохотные кусочки и наслаждалась, смакуя шоколадную сладость. Даже грусть в ее глазах улетучилась, и сторонний наблюдатель сейчас сказал бы, что у этой девочки в жизни все хорошо. Аня доела конфету и решила не запивать ее чаем, чтобы прекрасный шоколадный вкус дольше оставался во рту. На несколько мгновений задумалась: «А не взять ли вторую половинку?», но удержалась. Мать перестала бормотать и снова захрапела. Ее сожитель издал недовольное мычание.
Аня возвращалась из булочной с буханкой хлеба. Возле детской площадки во дворе остановилась – внимание привлекла лежащая на скамейке кукла. Поодаль под присмотром родителей носилась детвора, с радостным визгом подбрасывая вверх охапки желтых листьев, но возле скамейки никого не было. Аня подошла и робко подняла куклу со скамьи, чувствуя неловкость от того, что взяла чужую вещь. Нет, она не собиралась брать ее себе, но так хотелось прикоснуться к замечательной игрушке, которой у нее никогда не будет. «Какая красивая! Я бы назвала ее Элли». - Элли, - вслух произнесла она и вздохнула. - Хорошая кукла, не так ли? – раздался сзади звонкий голос. Аня вздрогнула и обернулась. Она почувствовала себя застигнутой врасплох воровкой. В глазах промелькнул страх, как у загнанного охотниками зверька. Перед ней стояла высокая стройная женщина в зеленом плаще. Ее золотистые волосы искрились в лучах утреннего солнца. Миндалевидные зеленые глаза смотрели с мягкой доброжелательностью. - Я не хотела брать эту куклу себе, - начала оправдываться Аня. – Только подержать… Это ваша кукла? Возьмите, пожалуйста, я не хотела ее брать, - она протянула игрушку. - Да, кукла моя, - незнакомка улыбнулась. – Но если она тебе нравится, можешь забрать ее себе. Я слышала, ты звала ее Элли? Что ж, славное имя. Аня опешила от такого предложения. Да и в самой женщине было что-то странное… нет, смутно знакомое. Конечно, она ну просто вылитая волшебница Стелла. Ее лицо такое же, как на картинке в книжке «Волшебник Изумрудного города». Добрая волшебница Стелла. Как же похожа! - Но эта кукла, наверное, дорогая? – вздохнула Аня. - Возможно, и дорогая, не знаю. Мне ее подарили, а теперь я дарю эту куклу тебе. - Правда? – с надеждой спросила Аня. Женщина погладила девочку по голове и ласково произнесла: - Правда, - незнакомка с хитринкой подмигнула зеленым глазом и направилась в сторону парковой аллеи. Аня долго стояла, провожая ее взглядом. Растроганная, она прижимала к груди куклу и буханку и думала, что мир лучше, чем казался еще вчера. - До свидания, Стелла, - тихо произнесла Аня, затем откусила от буханки кусочек и пошла домой.
Вечер. Аня заперлась в своей комнате и листала любимую книгу. Она слышала, как пьяная мать ругается на кухне с сожителем. Тот стучал по столу кулаком и кричал что-то невнятное. Звонко разбилась тарелка. Ругань прекратилась, и послышался звук столкнувшихся в чоканье кружек. Скоро сожитель жалобно заскулил, а мать начала причитать. Через какое-то время снова ругань, чоканье и скулеж. Такие привычные для Ани звуки и такие ненавистные. Ей хотелось тишины. «Скорей бы они напились и уснули», - думала она. Половинку конфеты Аня съела полчаса назад – съела быстро, не смакуя, о чем теперь жалела. С ней иногда случалось, что рассудительность уступала место порыву. Это было то немногое, что осталось от детской непосредственной легкости. Порыв, перечеркивающий мысли о будущем. Конфета, съеденная в один миг, но доставившая взрыв наслаждения. Аня отложила книгу и взяла куклу. - Ты всегда будешь со мной, Элли, - прошептала она. – Ты ведь не конфета. Ты не станешь такой как… - ее голос дрогнул, и она не смогла произнести слово «мама». Звуки на кухне резко прекратились. Аня взглянула на дверь и нахмурилась. Что-то было не так. Ругань и скулеж оборвались мгновенно, словно невидимые ножницы отрезали их от тишины. Прижав к себе куклу, Аня поднялась с кровати. Дверь начала медленно открываться, впуская в комнату яркий свет. - Что это? – Аня зажмурилась, а когда открыла глаза, увидела стоявшую в дверном проеме утреннюю незнакомку. На женщине было красивое красное платье. Голову венчала искрящаяся каменьями диадема. В руке она держала палочку с серебристой звездочкой на конце. Аня открыла рот от удивления и страха и начала пятиться, пока не уперлась спиной в шкаф. - Не бойся, - спокойно сказала женщина. - Ты ведь узнала, кто я? - Стелла! – выдохнула Аня. - Верно. Добрая волшебница Стелла… И я хочу забрать тебя с собой. - Куда?! – голос Ани дрожал. Стелла улыбнулась и развела руками. - В Волшебный мир, конечно же! Куда же еще! Она отошла от дверного проема, и у Ани перехватило дыхание. Там за порогом открывался прекрасный мир ее грез. Среди зеленого поля вдаль тянулась дорога из желтого кирпича, а на горизонте искрился Изумрудный город. Его окружал сияющий ореол, на фоне чистого синего неба. Аня почувствовала аромат трав и цветов. Кожи коснулся ласковый ветерок. Он с шелестом всколыхнул страницы книги, открыв картинку с изображением идущей по дороге Элли с Тотошкой. - Ну же, пойдем! – Стелла протянула руку. - Но… но как же мама? – с болью в голосе сказала Аня. - Я смогу вернуться? - Сможешь, вот только захочешь ли? – волшебница пожала плечами и вышла из комнаты в другой мир. Аня медленно подошла к дверному проему. Сердце бешено колотилось. Дорога из желтого кирпича манила с неимоверной силой. Волшебный мир. Мечта. Грезы, ставшие реальностью. Конфета, которую можно съесть в едином порыве и не думать, что она последняя. Порыв… Аня зажмурилась и сделала шаг через порог.
Очень грустно и как-то совсем безнадежно. И хотя конец как раз, вроде бы, призван вселить надежду, что маленьких девочек с грустными глазами все еще может быть хорошо, мне почему-то совсем не поверилось в волшебную страну
Цитата (трэш-кин)
У Ани не было подруг - дети почему-то сторонились худенькую десятилетнюю девочку с постоянно усталым грустным взглядом. Да и Аня,
Имхо, чтобы повторение не резало глаз, лучше "сама Аня".
Цитата (трэш-кин)
Опасение сделать или сказать что-то не правильное, из-за чего на нее будут смотреть с осуждением, превратило ее в нерешительное создание
неправильное. И показалось тяжеловатым предложение. Может, "...что-то неправильное, достойное осуждения..."
Цитата (трэш-кин)
Я не хотела брать эту куклу себе, - начала оправдываться Аня. – Только подержать… Это ваша кукла? Возьмите, пожалуйста, я не хотела ее брать, - она протянула игрушку.
Жизненно. Да, в такой семье у девочки определенно не было будущего... Почему-то ощущение, что "Стелла" ее на тот свет забирает... Любовь - как шпага, юмор - как щит.
Почему-то ощущение, что "Стелла" ее на тот свет забирает...
Цитата (kagami)
Вот и у меня что-то такие ассоциации проскочили
У меня, когда я писал этот рассказ, и была такая мысль: сделать намек, что девочка умерла. Какой-нибудь фразой, и чтобы выглядело это неоднозначно. Но потом решил, что это слишком печально будет выглядеть.
железный дровосек с перекинутым через плечо топором,
(слово "перекинутым" не подходит для топора, "закинутым" или просто "с топором на плече")
Цитата (трэш-кин)
Опасение сделать или сказать что-то неправильное, из-за чего на нее будут смотреть с осуждением, превратило ее в нерешительное создание, вызывающее у многих людей("людей" лишнее) жалость и недоумение.
Цитата (трэш-кин)
Из соседней комнаты, как апофеоз ночной пьянки и похмельного утра, доносился раскатистый храп нового сожителя матери,(зпт лишняя) и самой матери
Цитата (трэш-кин)
Со временем она перестала замечать устоявшуюся вонь перегара, буквально впитавшуюся в стены квартиры.
("устоявшаяся", "впитавшаяся". Может, "устоявшуюся" убрать, избавляясь от избыточности)
На полу валялись все те же окурки, две пластиковые бутылки и рассыпаны монетки.
("Те же" не могли одновременно быть в двух местах. Лучше "на полу тоже валялись". "Валялись рассыпанные монетки" )
Цитата (трэш-кин)
Аня пила горячий чай, откусывая от половинки конфеты крохотные кусочки. Она("Она" лишнее. Вообще есть некоторая избыточность личных и указательных местоимений.) наслаждалась, смакуя шоколадную сладость.
Цитата (трэш-кин)
На несколько мгновений она("она" лишнее) задумалась: «А не взять ли вторую половинку?», но удержалась.
Цитата (трэш-кин)
Аня возвращалась из булочной с буханкой хлеба. Возле детской площадки во дворе остановилась – ее("ее" лишнее) внимание привлекла лежащая на скамейке кукла.
Цитата (трэш-кин)
Поодаль, под присмотром родителей(Или добавить здесь зпт, или убрать после "поодаль") носилась детвора, с радостным визгом подбрасывая вверх охапки желтых листьев,
Цитата (трэш-кин)
Нет, она не собиралась брать ее себе, но так хотелось прикоснуться к этой("этой" лишнее) замечательной игрушке, которой у нее никогда не будет.
Цитата (трэш-кин)
Конечно, она похожа на волшебницу Стеллу. Ее лицо такое же, как на картинке в книжке «Волшебник Изумрудного города». Добрая волшебница Стелла. Как же похожа!
(Повтор "похожа". Можно "Ну просто один в один!", "Ну просто вылитая!")
Цитата (трэш-кин)
Женщина погладила девочку по голове и ласково произнесла: - Правда, - незнакомка("незнакомка" лишнее, или здесь следует отделить в отдельное предложение.) с хитринкой подмигнула зеленым глазом и направилась в сторону парковой аллеи.
Цитата (трэш-кин)
Ругань и скулеж оборвались слишком("слишком" лишнее) мгновенно, словно невидимые ножницы отрезали их от тишины.
Цитата (трэш-кин)
Аня открыла рот от удивления и страха и попятилась("попятилась" отдает завершенностью, "начала пятиться"), пока не уперлась спиной в шкаф.
Цитата (трэш-кин)
Аня почувствовала аромат трав и цветов. Кожи коснулся ласковый ветерок. Он с шелестом всколыхнул страницы книги, открыв картинку с изображением идущей по дороге девочки("девочки" лучше убрать, это слово и без того встречается часто) Элли с Тотошкой.
Хорошую вещь всегда хочется сделать лучше, потому что точно знаешь, что это возможно.
Мне в этой сказке не хватило достоверности. Да, у героини тяжкая жизнь, но автор постоянно мне говорит, что она к этому привыкла. А когда появляется привычка, пропадает желание что-либо менять. Вот если бы было видно, что девочка безмерно устала от такой жизни (а не просто привыкла), тогда практически полное отсутствие сомнений у неё не вызывало бы сомнение у меня. Почти до самого конца оставалось впечатление, что Аня продолжает любить свою мать, хоть та и спилась совсем. Поэтому не верится, что девочка обошлась всего лишь одним вопросом и без колебаний ступила на дорожку из жёлтого кирпича. То есть мне не хватило разрешения внутреннего конфликта персонажа, да и самого конфликта не хватило.
Да, для меня тоже концовка прозвучала как смерть Ани. Но опять-таки была не ясна причина, почему девочка умерла.
И кукла... Кукла для меня осталась так и не выстрелившим ружьём. Ожидалось, что с куклой будет что-то ещё связано, какие-то грядущие события, но ожидания не оправдались.
Не буду придумывать, как это можно исправить, потому что это уже станет давлением на автора. В студии нас учат, что автору нужно просто сказать, что зацепило, что не срослось, а автор сам будет решать, что и как менять и менять ли вообще.
Почти до самого конца оставалось впечатление, что Аня продолжает любить свою мать, хоть та и спилась совсем. Поэтому не верится, что девочка обошлась всего лишь одним вопросом и без колебаний ступила на дорожку из жёлтого кирпича.
Не, колебания были, но она ступила через порог в порыве, так же как доела конфету, зная, что колебания остановят ее. Да, возможно, она будет жалеть, но это потом, а сейчас у нее появился шанс что-то изменить.
Цитата (Лорин)
И кукла... Кукла для меня осталась так и не выстрелившим ружьём. Ожидалось, что с куклой будет что-то ещё связано, какие-то грядущие события, но ожидания не оправдались.
Ну, кукла здесь всего лишь связующее звено между волшебницей и девочкой. И да, согласен, роль куклы плоховато у меня выражена.
Спасибо большое Лорин! С некоторыми замечаниями согласен.